
Информационноинтегративный аспект преподавания |
Технология обучения сольному пению: информационно-интегративный аспект преподавания дисциплины в гуманитарном вузеАвтор: Ю.В. СавельеваСложность постижения тайны певческого искусства во многом связана с существующим до сих пор разрывом между эмпирическим методом обучения вокалу и наукой о голосе. Помимо индивидуальных занятий по классу сольного пения в учебные планы необходимо внедрять специальные лекционные курсы, благодаря которым у студентов будет складываться всестороннее представление о вокальном исполнительстве и педагогике. Информационноинтегративный подход к решению данной проблемы отвечает требованиям, предъявляемым к современному профессиональному образованию в целом. В связи с этим особое значение приобретает введение в учебные планы гуманитарных факультетов информационноинтегративной музыкальной программы «Технология обучения сольному пению», включающей в себя следующие дисциплины: • практические (индивидуальные) занятия: класс сольного пения; Практические занятия по классу сольного пения играют важнейшую роль в развитии индивидуальнотворческого и природного певческого потенциала студента. Задачи дисциплины: овладение системой навыков и умений в области «постановки голоса» посредством планомерных упражнений; Ключевые установки: постановка голоса, расширение музыкальнохудожественных представлений студентов, развитие образного мышления и художественного вкуса, умение профессионально общаться с аудиторией. Основные понятия: дыхание (нижнеребернодиафрагмальное), атака звука, регистр голоса, головной и грудной резонаторы, низкая и высокая певческие форманты, вибрато, дикция. Краткое содержание курса: - работа со студентами на индивидуальных занятиях направлена на овладение своим природным голосом, а также искусством звуковедения и кантиленного звучания. Систематическая тренировка позволяет добиться: правильной корпусной установки, умения пользоваться певческим дыханием, естественной артикуляции, свободного положения и единообразной работы гортани, а вместе с ней единого певческого тембра, использования резонаторной функции голосового аппарата; - певческая техника, результатом которой является красивый, свободный голос, связана с длительным поиском верной психофизиологической координации в работе голосового аппарата, что предполагает необходимость контроля «профессионального уха» педагога и воспитание вокального слуха студента; - одна из важнейших вокальнопедагогических задач заключается в том, чтобы привить начинающему певцу культуру округлого, «темного» певческого звука; - для правильного развития голоса или устранения имеющихся недостатков педагог разрабатывает специальные певческие упражнения – распевки, варианты которых многообразны, подбираются индивидуально и постепенно усложняются; - наряду с вокальнотехническими требованиями перед студентами ставится задача яркого, выразительного исполнения, осмысленной передачи содержания произведения; - курс предполагает освоение лучших образцов старинной, классической, а также современной вокальной музыки в ее жанровом и стилевом многообразии, что позволяет студентам достаточно свободно ориентироваться в вокальной литературе (старинные арии, романсы, авторские и эстрадные песни, песни из кинофильмов и мюзиклов, джазовые вокальные композиции). Вокальнопедагогические практикумы дают возможность студенту приобрести опыт работы в качестве педагогавокалиста, предполагая посещение классов педагогов вокальной кафедры и самостоятельное проведение серии занятий по классу сольного пения. Теоретический курс «История вокального искусства и педагогики» основывается на следующих тематических блоках: западноевропейские школы пения: методические сведения о вокальном искусстве в XVII в. (Дж. Царлино, Л. Цаккони, Дж. Каччини, О. Дуранте, М. Преториус); cтароитальянская школа XVIII в. (П. Този, Дж. Манчини), французская школа (Ж.Б.Берар, Менгоцци и Гара, А.Гароде, Г.Ф. Манштейн, Ж.Л. Дюпре, М. Гарсиа (отец и сын)), итальянская школа XIX в. (Ф. Ламперти), немецкая школа (Л.Леман), итальянская школа XX в. (Э. Карузо, Т. Руффо, Б. Джильи, Т. Даль Монте); русская вокальная школа (церковное пение и певческие школы, история музыкальнодраматического искусства, первая опера в России, организация придворной капеллы, иностранные оперные труппы, учреждение российского театра, первые русские певцы и певицы, А.Е. Варламов, М.И.Глинка, К.Мазурин «Методология пения», вокальнометодическая литература во второй половине XIX–начале XX в. (П.Бронников, А.Додонов, К.Кржижановский, В.Карелин, И.Прянишников, С.Сонки), вокальная педагогика в Петербургской и Московской консерваториях, новые исследования в области вокального искусства, современные издания). Второй теоретический курc посвящен методике постановки голоса и психологии вокального исполнительства: голосовой аппарат певца: акустическое строение голоса, сила звука, тембр, особенности вибрато, резонанс, низкая и высокая певческие форманты, строение, положение и внутренняя работа гортани, роль импеданса, полетность певческого голоса, высокая позиция звука, головной и грудной резонаторы, принцип целостности голосового аппарата певца, классификация голосов; нервная система певца: принципы и закономерности деятельности, возбуждение и торможение, динамический стереотип, типовые особенности нервной системы; построение занятия по классу сольного пения, задачи и особенности первого периода занятий, определение типа голоса, установка корпуса и головы, развитие певческого голоса посредством распевок и вокализов, показ голосом, значение музыкального материала, подбор репертуара, работа над кантиленой, беглостью, звуковедением, филировкой звука; |
< Предыдущая | Следующая > |
---|