Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационноинтегративный аспект преподавания

Технология обучения сольному пению: информационно-интегративный аспект преподавания дисциплины в гуманитарном вузе

Автор: Ю.В. Савельева

Сложность постижения тайны певческого искусства во многом связана с существующим до сих пор разрывом между эмпирическим методом обучения вокалу и наукой о голосе. Помимо индивидуальных занятий по классу сольного пения в учебные планы  необходимо внедрять специальные лекционные курсы, благодаря которым у студентов будет складываться всестороннее представление о вокальном исполнительстве и педагогике. Информационноинтегративный подход к решению данной проблемы отвечает требованиям, предъявляемым к современному профессиональному образованию в целом. В связи с этим особое значение приобретает введение в учебные планы гуманитарных факультетов информационноинтегративной музыкальной программы «Технология обучения сольному пению», включающей в себя следующие дисциплины: 

•    практические (индивидуальные) занятия: класс сольного пения;
•    вокальнопедагогические практикумы;
•    теоретические (лекционные) курсы: история вокального искусства и педагогики, методика постановки голоса и психология вокального исполнительства.

Практические занятия по классу сольного пения играют важнейшую роль в развитии индивидуальнотворческого и природного певческого потенциала студента.
Цель дисциплины заключается в формировании устойчивого комплекса вокальнохудожественных навыков и профессиональных певческих качеств, обеспечивающих  высокий  уровень исполнения произведений.

Задачи дисциплины:

овладение системой навыков и умений в области «постановки голоса» посредством планомерных упражнений;
фиксация певческих ощущений, выработка вокального слуха, самоконтроля и бережного отношения к голосу;
развитие музыкальности, индивидуальноличностных исполнительских качеств, творческого подхода в работе над образносмысловым строем произведения, точностью передачи авторского текста, соответствием исполнения жанру и стилю сочинения; формирование эмоциональноволевой сферы личности, работа над внутренней психологической настройкой в пении и приобретение опыта концертных выступлений.  

Объявление:

Ключевые установки: постановка голоса, расширение музыкальнохудожественных представлений студентов, развитие образного мышления и художественного вкуса, умение профессионально общаться с аудиторией.

Основные понятия: дыхание (нижнеребернодиафрагмальное), атака звука, регистр голоса, головной и грудной резонаторы, низкая и высокая певческие форманты, вибрато, дикция.
Продуктивность учебного процесса стимулируется  следующими формами отчетности по семестрам: зачеты и экзамены, а также творческими заданиями: учебные концерты, тематические музыкальнолитературные вечера. На зачетах и концертах учитывается чистая интонация, владение техническими навыками на данном этапе развития голоса, музыкальность, эмоциональная подача текста, психологическая настройка студента в условиях публичного выступления.

Краткое содержание курса:

-    работа со студентами на индивидуальных занятиях направлена на овладение своим  природным голосом, а также искусством звуковедения и кантиленного звучания. Систематическая тренировка позволяет добиться: правильной корпусной установки, умения пользоваться певческим дыханием, естественной артикуляции, свободного положения и единообразной работы гортани, а вместе с ней  единого певческого тембра, использования резонаторной функции голосового аппарата;

-    певческая техника, результатом которой является красивый, свободный голос, связана с длительным поиском верной психофизиологической координации в работе голосового аппарата, что предполагает необходимость контроля «профессионального уха» педагога и воспитание вокального слуха студента;

-    одна из важнейших вокальнопедагогических задач заключается в том, чтобы привить начинающему певцу культуру округлого, «темного» певческого звука; 

-    для правильного развития голоса или устранения имеющихся недостатков педагог разрабатывает специальные певческие упражнения – распевки, варианты которых многообразны, подбираются индивидуально и постепенно усложняются;

-    наряду с вокальнотехническими требованиями перед студентами ставится задача яркого, выразительного исполнения, осмысленной передачи содержания произведения;
-    индивидуальная программа развития подбирается с учетом постепенного усложнения репертуара, который формируется в зависимости от способностей и интересов студента в области вокальной музыки;

-    курс предполагает освоение лучших образцов старинной, классической, а также современной вокальной музыки в ее жанровом и стилевом многообразии, что позволяет студентам достаточно свободно ориентироваться в вокальной литературе (старинные арии, романсы, авторские и эстрадные песни, песни из  кинофильмов и мюзиклов, джазовые вокальные композиции).

Вокальнопедагогические практикумы дают возможность студенту приобрести опыт работы в качестве педагогавокалиста,  предполагая посещение классов педагогов вокальной кафедры и самостоятельное проведение серии занятий по классу сольного пения.  

Теоретический курс «История вокального искусства и педагогики» основывается на следующих тематических блоках:

западноевропейские школы пения: методические сведения о вокальном искусстве в XVII в. (Дж. Царлино, Л. Цаккони, Дж. Каччини, О. Дуранте, М. Преториус); cтароитальянская школа XVIII в. (П. Този, Дж. Манчини), французская школа (Ж.Б.Берар, Менгоцци и Гара, А.Гароде, Г.Ф. Манштейн, Ж.Л. Дюпре, М. Гарсиа (отец и сын)), итальянская школа XIX в. (Ф. Ламперти), немецкая школа (Л.Леман), итальянская школа XX в. (Э. Карузо, Т. Руффо, Б. Джильи, Т. Даль Монте);

русская вокальная школа (церковное пение и певческие школы, история музыкальнодраматического искусства, первая опера в России, организация придворной капеллы, иностранные оперные труппы, учреждение российского театра, первые русские певцы и певицы, А.Е. Варламов, М.И.Глинка, К.Мазурин «Методология пения», вокальнометодическая литература во второй половине XIX–начале XX в. (П.Бронников, А.Додонов, К.Кржижановский, В.Карелин, И.Прянишников, С.Сонки), вокальная педагогика в Петербургской и Московской консерваториях, новые исследования в области вокального искусства, современные издания).

Второй теоретический курc посвящен методике постановки голоса и психологии  вокального  исполнительства:  

голосовой аппарат певца: акустическое строение голоса, сила звука, тембр, особенности вибрато, резонанс, низкая и высокая певческие форманты, строение, положение и внутренняя работа гортани, роль импеданса, полетность певческого голоса, высокая позиция звука, головной и грудной резонаторы, принцип целостности голосового аппарата певца, классификация голосов;  

нервная система певца: принципы и закономерности деятельности, возбуждение и торможение, динамический стереотип, типовые особенности нервной системы;
«искусство пения – искусство дыхания»: дыхание при певческом звукообразовании, типы дыхания, организация певческого выдоха, дыхательные упражнения;
атака звука, регистры певческого голоса и их выравнивание, техника прикрытия голоса, тренировка мягкого неба, ощущение зевка, широкой глотки, работа артикуляционного аппарата в пении, достижение ровности гласных и ясного слова, рациональная координация в работе голосового аппарата;  

построение занятия по классу сольного пения, задачи и особенности первого периода занятий, определение типа голоса, установка корпуса и головы, развитие певческого голоса посредством распевок и вокализов, показ голосом, значение музыкального материала, подбор репертуара, работа над кантиленой, беглостью, звуковедением, филировкой звука;
психология вокального исполнительства, переутомление и его предупреждение, эмоциональная и волевая сферы, темперамент, творчество и сценическое мастерство.  
Информационноинтегративный подход в преподавании программы «Технология обучения сольному пению» значительно расширяет кругозор студентов и позволяет им верно оценивать явления, связанные с голосообразованием, развитием голоса и формированием певца.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >