Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Проектирование музыкально-педагогических моделей

Информационное проектирование музыкально-педагогических моделей в системе открытого образования

Авторы: Ю. В. Савельева, Е. О. Назарова

Информационное проектирование музыкально-педагогических моделей для создания универсальной системы обучения музыке широких слоев населения в условиях открытого образования является перспективным направлением современного гуманитарного знания. Развитие мирового сообщества характеризуется повышением роли информации в образовании, адаптацией личности к информационному обществу. 

Образовательная система начала XXI века функционирует на фоне тенденции к информатизации социума; информационные технологии становятся основой моделирования  новой обучающей среды  –  информационного  пространства. Одним из важнейших условий реализации современной образовательной модели является междисциплинарный подход к обучению, насыщение учебного процесса комплексом гуманитарных дисциплин. Особое место в системе человеческих ценностей, в воспитании аксиологического отношения к окружающему миру, в развитии духовности общества занимает музыкальное искусство. В настоящее время новые информационные технологии – реальное достояние музыкальной культуры. Неизбежным следствием этого процесса является обращение музыкальной педагогики к научно-техническим достижениям. Решение новых педагогических задач создает потребность поиска научного подхода к организации музыкального образования с целью его оптимизации и повышения эффективности. В условиях изменяющейся России наблюдаются единичные примеры экспериментального внедрения  в учебные планы гуманитарных и технических специальностей дополнительных образовательных услуг в форме практикумов по музыкальным дисциплинам, в том числе классов исполнительского мастерства – вокал и  фортепиано. Вместе с тем до настоящего времени остаются не разработанными вопросы методологии обучения музыкантов-любителей, что предполагает  проектирование новых педагогических моделей, перспективных для развития единого информационно-образовательного пространства. Музыкально-педагогические модели (МПМ) представляют собой информативно-ценностные технологии обучения музыкальному искусству широких слоев населения, опирающиеся на лучшие элементы социального и культурного наследия, достижения в сфере музыкальной педагогики, формирующие универсальную методологию музыкальной подготовки в системе открытого образования.

В процессе научно-исследовательской и педагогической деятельности выявлены следующие особенности в системе cовременного музыкального образования:

1) становление информационного общества (конец XX  –  начало XXI века) вызвало необходимость модернизации структуры и содержания образования в открытую информационную систему и обусловило создание новой обучающей среды, соответствующей мировым тенденциям в образовательной сфере;
2) современные формы популяризации музыкального искусства связаны с серьезными барьерами социального  и общекультурного плана; массовое приобщение к музыке носит стихийный характер;   
3) музыкальное обучение в специальных школах, училищах и вузах, как правило, ориентировано на подготовку  музыкантов-профессионалов; вместе с тем задача музыкального воспитания широких слоев населения до сих пор не получила научно-практического решения;
4) в истории российского музыкального образования накоплен богатейший опыт обучения как музыканта-профессионала, так и музыканта-любителя, тем не менее традиции любительского музицирования не изучались в ракурсе проблем массовой музыкальной культуры.

Научная новизна:

Объявление:

- обоснование необходимости проектирования универсальных музыкально-педагогических моделей в условиях модернизации современного образования;
- изучение истории российской музыкальной культуры и традиций музыкальной педагогики с целью выявления музыкально-образовательных технологий, необходимых в современном информационном пространстве открытого типа;
-    анализ содержания и структуры музыкально-педагогических моделей в сопоставлении с тенденциями массовой музыкальной культуры начала XXI века;
-    создание эффективной системы обучения музыкальному искусству широких слоев населения на основе музыкально-образовательных технологий;
-    интеграция российского музыкального образования и трансляция новых моделей дистанционным  методом в международное информационное пространство с помощью современных средств коммуникации (аудио-, видеоучебники, электронные пособия, Интернет-технологии и др.).

Макет исследования:

Часть 1. Традиции отечественного музыкального образования (конец XVIII  –  начала XX вв.) как феномен современного информационного пространства.

-    влияние социально-экономических преобразований на культурную политику государства; формирование эстетических идеалов российского общества;
-    характеристика отечественного  музыкального быта в указанный хронологический период;
-    выявление традиций любительского музицирования и особенностей концертно-театральной деятельности рассматриваемой исторической эпохи;
-    анализ системы музыкального образования: а) организация музыкального воспитания в учебных заведениях различного типа, б) общепедагогические установки, цели и задачи обучения, в) теория и методика исполнительства (вокал, фортепиано),

г) практика преподавания музыкальных дисциплин, отечественные и иностранные педагоги-практики;

д) моделирование музыкально-образовательных технологий (конец XVIII – начала XX вв.) в современную информационно-обучающую среду.
 
Часть 2. Российские музыкально-образовательные технологии в контексте массовой культуры ХХ столетия.

-    социально-экономичесике и политические преобразования изменяющейся России и реформы в системе образования;
-    музыкальное искусство в структуре массовой культуры ХХ века;
-    профессиональное исполнительство и дилетантизм;
-    теория, методика и практика подготовки музыканта-любителя в системе высшей школы;
-    открытое музыкальное образование как средство международной коммуникации педагогов-музыкантов.

Потенциальный потребительский рынок: образовательные учреждения, творческие и  досуговые центры, авторские школы, продюсерские агентства, комитеты по организации исполнительских конкурсов и фестивалей; музыкальные клубы и салоны стран ближнего и дальнего зарубежья. Данная оценка потенциального объема мирового рынка обусловлена следующим рядом позиций:

1) в странах Востока и Запада прослеживается интенсивное развитие культуры и образования, а также стремление к формированию целостного международного ореола и единого информационно-обучающего пространства;

2) в сфере музыкального искусства накоплены богатейшие исполнительские и педагогические традиции; в настоящее время возрастает международный интерес к художественной культуре и системе музыкального воспитания России, наблюдаются устойчивые тенденции к интеграции и внедрению российского методологического опыта в структуру открытого образования.
Фундаментальные  и прикладные результаты.

Разработка универсальной методологии, теории и практики обучения музыканта-любителя в условиях международного информационно-образовательного пространства начала XXI века.  Результаты исследования имеют прикладное значение для музыковедения, музыкальной педагогики и образования. В масштабах отрасли материалы могут быть использованы в практике преподавания музыкальных дисциплин в международных вузах различного типа. На основе теоретических положений исследования возможна дальнейшая разработка музыкально-образовательных технологий и программ.

Ожидаемые эффекты применения разработки. В области музыкальной культуры: повышение уровня развития массовой музыкальной культуры; популяризация музыкального искусства через современные формы коммуникации; приобщение к музыке широких слоев населения. В области музыкального образования: модернизация современного музыкального воспитания посредством проектирования и внедрения музыкально-педагогических  моделей, новых технологий обучения; научно-практическое решение проблемы обучения музыканта-любителя; трансляция музыкально-педагогических моделей дистанционным методом в международное информационно-образовательное пространство.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >