Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Реализация методов информационных технологий

Реализация методов информационных технологий в сфере гуманитарных наук на примере курса «компьютерные технологии в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах»

Авторы: В.А. Сакулин, Ю.В. Сакулина

Реализация методов информатики в сфере гуманитарных наук идет двумя путями:

а) разработка общих методологических аспектов применения научного аппарата математики и информатики в психолого-педагогической деятельности;
б) разработка специфических, конкретных методик применения данных наук с учетом потребностей соответствующей дисциплины.

Определены психолого-педагогические основы курса «Компьютерные технологии в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах» в подготовке учителя. К ним можно отнести следующие:

—    информатика как методологическая общенаучная дисциплина;
—    НИТ как инструмент познания действительности;
—    НИТ как современное средство организации труда;
—    НИТ как способ преодоления психологического барьера, возникающего у потенциальных пользователей по отношению к компьютеризации образования;
—    компьютерная технология как способ кардинального изменения принципов преподавания пограничных дисциплин в вузе и т. д.
Овладение методами и средствами компьютерных технологий является одним из важных аспектов предметной профессиональной деятельности современного учителя.

Для дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки учителя необходимо:

—    выявление возможностей современных компьютерных технологий для оптимизации и планирования управления ППИ и Э;
—    определение границ достоверности использования вероятностно-статистических методов;
—    повышение результативности компьютерных технологий обработки статистических данных.

Основная идея планирования эксперимента состоит в том, что существует возможность максимальной оптимизации при поисковых исследованиях, при неполном знании механизма явления, подтверждении или уточнении параметров уже известных математических описаний этих явлений. Оптимальная организация исследований позволяет уменьшить количество опытов, сократив тем самым расходы на их проведение и время на обработку данных, уменьшить ошибку эксперимента, выработать четкие формализованные правила принятия решения на каждом этапе проведения эксперимента.

Объявление:

Выигрыш в числе опытов и упорядочивания всего эксперимента достигаются за счет систематического использования формальных статистических процедур при сборе информации, ее обработке и принятии решений. Цена, которую экспериментатор вынужден платить за эти преимущества, невелика — необходимость формальной постановки задачи, что означает обязательную структуру следующего цикла:

1)    четкую формулировку целей исследования;
2)    сбор и анализ априорной информации;
3)    собственно планирование эксперимента с учетом все конкретных обстоятельств;
4)    реализацию намеченной программы;
5)    обработку полученных результатов;
6)    интерпретацию полученных результатов;
7)    принятие решений о дальнейших действиях.

Последний пункт возвращает нас к началу намеченной программы действий.

Видимо, нет смысла ожидать окончания этого процесса, во-первых, потому, что все время уточняется система представлений в той конкретной области, в которой ведется исследование; во-вторых, потому, что изменяется объект исследования — человек.

Разработка системы для осуществления управляемого психологического эксперимента, безусловно, представляется актуальной. В планировании эксперимента существует, кроме глобальной, множество частных задач, принимающих самостоятельное значение в рамках какой-либо конкретной проблемы. В подобном аспекте планирование эксперимента представляет собой завершающую конструкцию системы прикладной математической статистики, системы математического и программного эксперимента.

Основная идея настоящей работы состоит в том, что подготовка к использованию статистических и компьютерных методов в ППИ и Э рассматривается как важнейший элемент новой образовательной системы высшего педагогического образования.

Основная часть профессиональной подготовки будущих учителей в педвузе всегда ограничивается ее общедидактической и специально-методической подготовкой, состоящей в целенаправленном обучении студентов эффективным способом трансляции учебного материала. Однако современные требования к учителю предполагают его высокий уровень компетентности в оценке результативности как в целом образовательных технологий, так и отдельных форм и методов педагогического воздействия на школьников. К сожалению, можно констатировать, что общая осведомленность учителя сводится лишь к нахождению простейших статистических характеристик как показателей академической успеваемости, и это несмотря на то, что рядовой учитель-практик обладает громадным экспериментальным материалом.

Ясно, что любой выпускник педвуза должен достичь определенной компетентности в использовании статистический методов обработки исследований и экспериментов (анкетирование, срезы знаний, тестирование), поэтому исходными позициями исследования были:

1)    оценка математических знаний, на базе которых должно осуществляться ознакомление с аппаратом статистического анализа;
2)    оценка уровня компьютерной грамотности;
3)    планируемые уровни образованности по использованию методов статистического и вероятностного аппарата.

Используя «Компьютерные технологии как инструмент современного психолого-педагогического исследования» можно рассматривать следующие аспекты профессионально-методической подготовки учителей:

—    исследование и разработка теории психолого-педагогической информации, включающей изучение таких вопросов, как сущность психолого-педагогической информации и ее значение; ее виды, источники и носители; методы сбора, анализа психолого-педагогической информации и ее подготовка к компьютерной обработке;
—    особенности постановки и решение психолого-педагогических задач с использованием компьютерных технологий;
—    использование и разработка частных методик решения подобного ряда задач на основе использования методов вероятностно-статистического анализа и связанного с ним программного обеспечения.

Рассмотренные вопросы составляют основу структуры предметного курса подготовки будущего учителя к использованию компьютерных технологий в ППИ и Э и, в частности, к использованию методов математической статистики в ППИ и Э как учебной дисциплины.

Перечисленные вопросы связаны со спецификой решения следующих психолого-педагогических задач на ПЭВМ:

1)    постановка задачи на содержательном уровне: сбор и анализ экспериментальных данных, описание и т. д. Особую роль в данном случае играет математическая постановка задачи;
2)    планирование решения, выбор соответствующего алгоритма (метода);
3)    выбор соответствующего раздела из системы программной поддержки (программы);
4)    проведение расчетов и информационных работ;
5)    анализ полученных результатов и принятие решений.

Далее рассмотрено место курса «Использование компьютерных технологий в ППИ и Э» в профессиональной подготовке учителя. Выделены требования, которым должен соответствовать современный учитель с точки зрения владения им современными компьютерными технологиями и их приложениями. В результате изучения курса студент должен быть:

1)    специалистом, владеющим разветвленной и глубокой системой теоретических знаний по использованию компьютерных технологий в ППИ и Э;
2)    квалифицированным пользователем компьютера, вне зависимости от его профессиональной деятельности;
3)    специалистом по использованию средств и методов информатики в целом в своей профессиональной деятельности и владению навыками практической реализации этих знаний.

Предложена модель, ориентированная на перспективы использования новых информационных технологий в образовании и профессиональной деятельности специалиста, которому предстоит работать в новом веке. Модель построена с учетом будущих изменений в связи с быстрым развитием информационных технологий, внедрением их в сферу высшего и среднего образования и ростом возможностей их применения в профессиональной деятельности учителя.

Модель может применяться при прогнозе потребностей в специалистах — психологах, социальных педагогах и т.д., планировании их подготовки, организации учебного процесса, научно-методической работы в высшем учебном заведении.

Разработанная модель состоит из 2-х составляющих: теоретической и практической.

Теоретическая составляющая модели выпускника педвуза в области применения компьютерных технологий в ППИ и Э представляет из себя иерархическую структуру по использованию компьютерных технологий для студентов гуманитарных факультетов. Практическая — перечень умений и навыков, которыми должен обладать будущий учителей в результате изучения данного предметного курса.

Предложенная схема подготовки будущих учителей к использованию компьютерных технологий в ППИ и Э состоит из предметного курса «Использование компьютерных технологий в ППИ и Э» и автоматизированной системы программной поддержки данного курса.

Особенность программной (компьютерной) структуры курса состоит в том, что она может использоваться независимо от предметного курса любым заинтересованным пользователем. Необходимость введения данной системы может быть и должна быть обусловлена тем, что использование компьютерной технологии имеет свою направленность для математиков и профессиональных программистов, другую — для экономистов и социологов, и третью — для специалистов в области психологии и педагогики.

В качестве основного элемента методического обеспечения предлагаемого нами курса является учебное пособие, которое реализует следующие дидактические функции: информационно-образовательные, ориентирующе-рекомендательные, организационные и т.д.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >