Обучение синтаксическим темам |
Универсальная методика обобщенного целостного обучения синтаксическим темамАвторы: Н. А. СинелобовДля обучения сложным предложениям нами разработан комплексный дидактический модуль (КДМ), состоящий из взаимосвязанных единиц. В него включены таблицы, схемы, алгоритмы, которые сгруппированы в блоки. С помощью этого комплексного дидактического модуля старшие школьники могут изучать теоретические, практические, теоретикопрактические вопросы, выполнять грамматические задания. КДМ распадается на три блока: первый блок дает системное, целостносхематическое общетеоретическое представление в обобщенном виде об основных видах сложного предложения. Условно мы его называем блоксхематеория; второй блок содержит практический материал для отработки навыков проведения синтаксического анализа. Условно мы его называем блоксхемапрактика; третий блок предлагает тренировочные упражнения по усвоению порядка действий по синтаксическому разбору. Условно мы его называем блоксхемаалгоритм. Основу обучения основным видам сложных предложений с помощью КДМ (включающего информационные блоки, таблицы, схемы, алгоритмы) составляет замкнутая технологическая цепочка: подача учебного материала, тренинг и контроль. При подборе теоретического материала для КДМ, созданного с целью рассмотрения видов сложных предложений в рамках школьной программы, мы опирались на научные положения, разработанные в русле логического, структурносемантического и функциональнокоммуникативного направлений. Следствием этого является такая установка: для усвоения практического материала учащимся необходимо проводить его анализ с трех сторон: смысловой, структурной, функциональной. Мы предприняли попытку создать универсальную методику целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям, сочетая дедуктивный и индуктивный пути познания. Объявление: По характеру познавательной деятельности различаются следующие методы: объяснительноиллюстративноконтрольный (при безмашинном обучении); демонстрационнообъяснительноконтрольный (при компьютерном обучении). По источнику получения знаний различаются следующие методы: минилекция; работа с первым блоком, который дает схематическое представление о теории, на бумажном носителе (при безмашинном обучении); электронная минилекция; работа с электронной версией первого блока (при компьютерном обучении). По характеру предъявления дидактического материала различаются следующие методы: дедуктивноиндуктивный; индуктивнодедуктивный; метод блоковой подачи материала в виде схем и алгоритмов (как при безмашинном, так и при компьютерном обучении); метод трехступенчатой подачи материала. Учебный материал первоначально предъявляется ученикам в обобщенном виде. Ознакомившись в целом с системой, в которой представлены сгруппированные в блоки сведения, подлежащие усвоению, школьники приступают к работе над составляющими ее единицами, с каждой по отдельности. Первоначальное ознакомление с новым материалом о видах сложных предложений происходит не однократно (как это делается по традиционной методике), а в ходе троекратного повтора, каждый раз на новой ступени, с более высоким уровнем обобщения. В КДМ предусмотрена трехступенчатая подача материала: 1. Ступень адаптации объяснительноподготовительная работа (преобладающие методы: слово учителя, рассказ, беседа, анализ грамматического материала). После успешного выполнения заданий на каждой из трёх ступеней проводятся проверочные работы. Для достижения целей обучения при создании КДМ в него включены следующие методические приемы: грамматический разбор; сравнение; анализ примеров; анализ схем и таблиц; составление алгоритмов. Методику целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям можно назвать гибкой, потому что она позволяет учителю маневрировать количеством часов по русскому языку с учетом возможностей «сильных», «средних» и «слабых» по успеваемости школьников. «Сильному» ученику некогда будет отвлекаться, скучать, ему в темпе усвоения материала не надо равняться на «средних», так как он может работать со следующими модулями. Что касается домашних заданий, то они даются на усмотрение учителя, в основном «слабым» учащимся индивидуально. Другие школьники, которые показали хороший уровень знаний в ходе работы с компьютерной программой, в этом не нуждаются. Использование КДМ при усвоении учащимися основных видов сложных предложений позволяет в обобщенном виде демонстрировать материал по теме, затрачивать меньшее количество времени (по сравнению с традиционной технологией обучения) для формирования навыка определения синтаксических признаков видов сложных предложений. Первая общетеоретическая ступень подачи синтаксического материала
Работа с единицами, составляющими КДМ (таблицами, схемами, алгоритмами, сгруппированными в блоки), способствует развитию логического мышления учащихся, так как им необходимо осознать логику предъявления учебного материала и способы действий с ним. В зависимости от целей урока можно вывести на экран полную информацию, содержащуюся в том или ином блоке (блок соответствует теме и состоит из дробных единиц, соответствующих разделам), а затем более тщательно изучать материал по частям, анализируя таблицы, приобретая навыки работы со схемами и алгоритмами. Это позволяет школьникам установить место каждого блока в системе предлагающихся для усвоения сведений, легко манипулировать синтаксическими понятиями. Творческий характер деятельности с КДМ (индуктивный и дедуктивный) повышает интерес к урокам русского языка. Таким образом, методика целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям, особенностью которой является сочетание разнообразных методов и средств обучения и использование в учебном процессе комплексного дидактического модуля с блоковой подачей в обобщенном виде (с помощью таблиц и алгоритмов) теоретического материала, имеет перспективы внедрения в практику школ. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|