Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Формирование морфологических умений

Формирование морфологических умений и навыков с помощью интерактивного электронного пособия

Автор: Т. В. Стрыгина

Морфология современного русского языка – один из сложных разделов школьного курса. При значительном количестве учебного времени, отводимого на изучение этого раздела (более 250 часов), основные умения и навыки учащихся сформированы недостаточно, о чем свидетельствуют результаты срезовых работ. Внедрение современных средств позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

 

Интерактивное электронное пособие «Русский язык», созданное коллективом авторов по инициативе профессора Алгазиной Н. Н. (научный редактор Г. И. Пашкова), предназначено для учащихся 5 класса и может быть использовано на уроке и во внеурочной деятельности. По разделу «Морфология» в пособие включены программы для изучения имени существительного, имени прилагательного, глагола. Модуль «Теория. Практика» включает в себя четыре части: Подготовка к изучению нового материала; Изучение нового материала; Применение изученного; Закрепление изученного. В процессе изучения теоретического материала учащиеся неоднократно обращаются к опорным конспектам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».

Система упражнений позволяет формировать следующие умения: опознавать морфологические единицы, группировать языковые явления по определенным признакам, анализировать языковые единицы (2). Например, при изучении темы «Виды глагола» предлагаются задания:

– Найдите в каждом из рядов «лишний» глагол.
Взять, ответить, пригласить, спрашивать;
вглядываться, отнять, останавливаться, просыпаться;
прочитать, сказать, очутиться, решить;
перебежать, перекрашивать, телеграфировать, сделать;
говорить, строить, присутствовать, измерять.

– Вставьте глагол в нужной форме, определите его вид.
Неожиданно… тишина. … темные, осенние дни. (Наступить, наступать.)
Ты всегда … . Мы не рассчитали время и … на поезд. (Опоздать, опаздывать.)

Объявление:

Теоретический материал по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» закрепляется при подборе обобщающих слов (нарицательных существительных) к именам собственным:

«Огниво», «Мещерская сторона» - названия художественных произведений. «Мир новостей», «Аргументы и факты» - названия газет. Бородинская битва, Великая Отечественная война – названия исторических событий.

При изучении темы «Число имен существительных» учащиеся заполняют таблицы «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» и «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа». В первом случае слова необходимо сгруппировать следующим образом: названия групп людей, предметов, названия веществ, качеств, действий, собственные имена. Дидактический материал, представленный в программе: детвора, косьба, молоко, Байкал, голубизна, бессонница, воск, Кипр, интеллигенция, серебро, шепот, орешник, клей, Россия, вмешательство, студенчество, бензин, кротость, Москва, вежливость, цинк, Эльбрус, мошкара, лень, терпение, доблесть, Волга, хвастливость, возня, ельник.
При заполнении второй таблицы слова распределяются таким образом: вещественные существительные; существительные, называющие действия, процессы, отрезки времени, игры; существительные, называющие парные предметы, инструменты; собственные имена. Учащиеся работают с примерами: сливки, каникулы, переговоры, ножницы, Карпаты, шахматы, бусы, Афины, макароны, грабли, прятки, Сумы, чернила, брюки, щи, санки, Близнецы, дрожжи, сутки, Анды. В модуле «Контроль» предложенные слова группируются с учетом того, имеют ли они формы единственного и множественного числа, только единственного или только множественного: реки, гусли, гордость, стаи, пшено, тропы, каникулы, Москва, переговоры, толчки, обои, тишь, Афины, сын, белизна, пяльцы, доводы, жар.

Основной метод изучения морфологии, позволяющий систематизировать знания учащихся о частях речи, – морфологический разбор. Экспериментальные данные показывают, что школьники, как правило, не осознают необходимость соблюдения определенной последовательности при выполнении разбора, ошибаются в определении морфологических признаков слова. Все это ведет к недочетам, ошибкам в устной и письменной речи. В электронном пособии представлен материал для проведения частичного и полного морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола. Необходимые для анализа языковые единицы учащиеся выбирают из пословиц. Выбор данного материала обоснован тем, что знакомство с меткими изречениями, несомненно, обогащает речь. Как подчеркивает В. П. Аникин, суждение в пословицах «интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций» (1, 4). С включением пословиц в упражнения расширяются межпредметные связи уроков русского языка и литературы.
Начиная работать с компьютерными программами «Имя существительное как часть речи», «Имя прилагательное как часть речи», «Глагол как часть речи» (Подготовка к изучению нового материала), учащиеся вспоминают то, что уже известно о данных частях речи. Например, при изучении имени прилагательного учащиеся обращаются к тексту научного стиля и вставляют пропущенные термины и понятия, выбирая из нескольких предложенных вариантов верный ответ:

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .  Например: яркий, весенний, лисий.

Имена прилагательные изменяются по …: яркий – яркие, яркое, яркому; согласуются с …  (яркое солнце).
В предложении имена прилагательные являются …: Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость;  Книга мала, а ума придала.
На следующем этапе (Изучение нового материала) пятиклассники знакомятся со значением, морфологическими и синтаксическими признаками частей речи по опорным конспектам.
На первом уроке изучения той или иной части речи учащиеся выполняют частичный морфологический разбор (в компьютерных программах части «Применение изученного», «Закрепление изученного»):

– имен существительных в пословицах: Кончил дело, гуляй смело. Назвался груздем, полезай в кузов. Своя земля и в горсти мила. Доброе слово и кошке приятно;
– имен прилагательных: Хорошая работа два века живет. В добрый час молвить, в худой промолчать.  Ранние ласточки к счастливому году. В летнюю пору заря с зарей сходятся;
– глаголов: Ночь хмурая, как зверь, глядит из каждого куста            (Ф. Тютчев). Добрые вести не лежат на месте. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь (Пословицы). Вот на берег вышли гости … (А. Пушкин). Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне (А. Пушкин).

При изучении морфологических признаков названных частей речи школьники также выполняют частичный морфологический разбор, определяя, например, одушевленность – неодушевленность, склонение, падеж, число имен существительных; вид, время, спряжение глаголов. Например:

– Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение всех глаголов:
Без молотка, без топора Мосты стро…т.
С умом больше сдела…шь, чем одной силой.
Труд человека корм…т, а лень порт…т.
Иной глазами по книжке вод…т, а разум у него стороной ход…т.
Грибы ищ…т – по лесу рыщ…т.
Кто бежит, тот и догоня…т.
Лень до добра не довод…т.

Полный морфологический разбор учащиеся проводят на завершающем этапе изучения части речи. В компьютерных программах «Морфологический разбор имени существительного», «Морфологический разбор имени прилагательного», «Морфологический разбор глагола» предлагается вспомнить изученный материал по теме, повторить опорный конспект, выполнить разбор предложенных частей речи (модуль «Теория. Практика»), проверить свои знания (модуль «Контроль»).

Таким образом, в предлагаемых модулях представлена система действий, направленная на достижение поставленных дидактических целей. Использование компьютерных программ позволяет сделать изучение материала более продуктивным, высвободить время для закрепления знаний и формирования соответствующих умений. Учащихся привлекает и сама форма работы, так как задания выполняются в диалоговом режиме, машина реагирует на ошибочные ответы и позволяет исправить результат.
Компьютерная поддержка школьного курса морфологии позволяет организовать поэтапное изучение, закрепление темы, оперативно проконтролировать усвоение материала. Работая самостоятельно, ребенок в случае необходимости может вернуться к ранее изученному, закрепить знания. Основной результат деятельности учащихся – осознание морфологической теории и сформированные на этой основе умения и навыки. Представленное электронное пособие эффективно используется при обучении морфологии на основе функционально-системного подхода. Учащиеся усваивают не только семантику и признаки частей речи, но и функции различных категорий, возможности употребления.
Компьютер может результативно применяться в школьной практике в том случае, если учитель хорошо представляет, с какой целью, на каком этапе обучения, как использовать пакет программ в преподавании русского языка. Объединение усилий ученых, методистов, учителей-практиков, специалистов по созданию компьютерных программ способствует развитию компьютеризации обучения русскому языку.

Список литературы

1. Жуков В. П.  Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков.  М.: Сов. энциклопедия, 1967. 535 с.
2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. 4-е изд., дораб. и доп.  М.: Дрофа, 2001. С. 8-9. 


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >