Формирование морфологических умений |
Формирование морфологических умений и навыков с помощью интерактивного электронного пособияАвтор: Т. В. СтрыгинаМорфология современного русского языка – один из сложных разделов школьного курса. При значительном количестве учебного времени, отводимого на изучение этого раздела (более 250 часов), основные умения и навыки учащихся сформированы недостаточно, о чем свидетельствуют результаты срезовых работ. Внедрение современных средств позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Интерактивное электронное пособие «Русский язык», созданное коллективом авторов по инициативе профессора Алгазиной Н. Н. (научный редактор Г. И. Пашкова), предназначено для учащихся 5 класса и может быть использовано на уроке и во внеурочной деятельности. По разделу «Морфология» в пособие включены программы для изучения имени существительного, имени прилагательного, глагола. Модуль «Теория. Практика» включает в себя четыре части: Подготовка к изучению нового материала; Изучение нового материала; Применение изученного; Закрепление изученного. В процессе изучения теоретического материала учащиеся неоднократно обращаются к опорным конспектам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол». Система упражнений позволяет формировать следующие умения: опознавать морфологические единицы, группировать языковые явления по определенным признакам, анализировать языковые единицы (2). Например, при изучении темы «Виды глагола» предлагаются задания: – Найдите в каждом из рядов «лишний» глагол. – Вставьте глагол в нужной форме, определите его вид. Объявление: Теоретический материал по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» закрепляется при подборе обобщающих слов (нарицательных существительных) к именам собственным: «Огниво», «Мещерская сторона» - названия художественных произведений. «Мир новостей», «Аргументы и факты» - названия газет. Бородинская битва, Великая Отечественная война – названия исторических событий. При изучении темы «Число имен существительных» учащиеся заполняют таблицы «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» и «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа». В первом случае слова необходимо сгруппировать следующим образом: названия групп людей, предметов, названия веществ, качеств, действий, собственные имена. Дидактический материал, представленный в программе: детвора, косьба, молоко, Байкал, голубизна, бессонница, воск, Кипр, интеллигенция, серебро, шепот, орешник, клей, Россия, вмешательство, студенчество, бензин, кротость, Москва, вежливость, цинк, Эльбрус, мошкара, лень, терпение, доблесть, Волга, хвастливость, возня, ельник. Основной метод изучения морфологии, позволяющий систематизировать знания учащихся о частях речи, – морфологический разбор. Экспериментальные данные показывают, что школьники, как правило, не осознают необходимость соблюдения определенной последовательности при выполнении разбора, ошибаются в определении морфологических признаков слова. Все это ведет к недочетам, ошибкам в устной и письменной речи. В электронном пособии представлен материал для проведения частичного и полного морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола. Необходимые для анализа языковые единицы учащиеся выбирают из пословиц. Выбор данного материала обоснован тем, что знакомство с меткими изречениями, несомненно, обогащает речь. Как подчеркивает В. П. Аникин, суждение в пословицах «интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций» (1, 4). С включением пословиц в упражнения расширяются межпредметные связи уроков русского языка и литературы. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … . Например: яркий, весенний, лисий. Имена прилагательные изменяются по …: яркий – яркие, яркое, яркому; согласуются с … (яркое солнце). – имен существительных в пословицах: Кончил дело, гуляй смело. Назвался груздем, полезай в кузов. Своя земля и в горсти мила. Доброе слово и кошке приятно; При изучении морфологических признаков названных частей речи школьники также выполняют частичный морфологический разбор, определяя, например, одушевленность – неодушевленность, склонение, падеж, число имен существительных; вид, время, спряжение глаголов. Например: – Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение всех глаголов: Полный морфологический разбор учащиеся проводят на завершающем этапе изучения части речи. В компьютерных программах «Морфологический разбор имени существительного», «Морфологический разбор имени прилагательного», «Морфологический разбор глагола» предлагается вспомнить изученный материал по теме, повторить опорный конспект, выполнить разбор предложенных частей речи (модуль «Теория. Практика»), проверить свои знания (модуль «Контроль»). Таким образом, в предлагаемых модулях представлена система действий, направленная на достижение поставленных дидактических целей. Использование компьютерных программ позволяет сделать изучение материала более продуктивным, высвободить время для закрепления знаний и формирования соответствующих умений. Учащихся привлекает и сама форма работы, так как задания выполняются в диалоговом режиме, машина реагирует на ошибочные ответы и позволяет исправить результат. Список литературы 1. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. М.: Сов. энциклопедия, 1967. 535 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|