Методика компьютерного обучения лексике в основной школеАвтор: Ю. Г. ФедотоваI. Двадцатый век можно считать информационным столетием, – и по разнообразию электронно-вычислительной техники, и по ее востребованности. Но методика, школьная и вузовская, пока плохо осваивает это многообещающее поле. Возникло новое понятие: компьютерное обучение.
Суть концепции компьютерного обучения русскому языку раскрывается через систему важных идей (информатизации, компьютеризации, технологизации, дифференциации; оптимизации; непрерывности; гуманизации, индивидуализации), а также принципов, адекватных закономерностям процессов компьютеризации. Документ, называемый профессиограмма преподавателя, в котором представлена система требований, предъявляемых к преподавателю в области знаний, умений, личностных качеств, способностей и профессионального мастерства, выделяет такие функции – сквозь призму методики: а) конструктивно-организаторскую; б) обучающую; в) информационно-воспитывающую; г) гностическую, заключающуюся в изучении уровня речевых способностей учащихся, интереса к предмету; д) оценочную, связанную с умением оценить уровень формируемых навыков и умений и произвести их корректировку. II. В моем профессиональном становлении постепенно выстраивалась некая интеграция, во-первых, конкретного реального феномена методики и смежных с нею дисциплин и, во-вторых, предмета методики и смежных с нею дисциплин: а) объект методики обучения языку – естественный язык | этот объект у методики общий с такими науками, как логика, лингвистика, психолингвистика, дидактика и т.п. | б) предмет методики обучения языку – исследование закономерностей усвоения речи, исследование технологии обучения | предмет лингвистики – система языка, отношения между языковыми единицами, функционирование языка в речи; предмет логики – язык как аналог мышления, как инструмент выражения правильных норм мыслей; предмет психолингвистики – исследование мотивации речевой деятельности на разных возрастных этапах; предмет педагогики (дидактики) – исследование целей обучения русскому языку, дидактических принципов, воспитательных возможностей русского языка как предмета обучения. | III. Как развивалась тема «Методика компьютерного обучения лексике в школе» в моей работе? Интерес к лексике пришел, прежде всего, от осознания фундамен-тальных понятий, составляющих основу науки «Методика преподавания русского языка» (закономерностей усвоения речи, принципов обучения языку, развивающего потенциала речевой среды и средств обучения язы-ку), а также от осмысления технологии методики (практического приложе-ния теории) через посредство: - накапливания языкового материала по лексике, составления картоте-ки; - конструирования уроков, компьютерных программ по данному раз-делу курса; - контактов с программистами отдела программно-методического центра Московского государственного областного университета Н.В. Бере-зенко, В. П. Недошивиным, программистом ЕГУ им. И.А. Бунина Р.Ю. Ус-тюжаниным; - сотрудничества с экспериментальным лицеем № 15 г. Химки Мос-ковской области, со школой №12, гимназией «Альтернатива» г. Ельца Ли-пецкой области. Идеи компьютерного обучения лексике получили развитие в издан-ных мною пособиях «История методики преподавания лексики» (учебное пособие к спецкурсу для студентов филологических факультетов педаго-гических вузов). – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999; 15,75 п.л.) и «Дидак-тические материалы по лексике с компьютерной поддержкой» (пособие для учащихся 5-6 кл. – М.: МПУ – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001; (5,6 п.л.), а также в опубликованных теоретических и методических стать-ях по лексико-дидактической тематике. В результате – возник замысел соединения в некое целое трех систе-мообразующих компонентов: а) системности языка; б) операционности родного языка как предмета, подготавливающего физиологические меха-низмы интеллекта к совершению определенных интеллектуальных опера-ций; в) полифункциональности языка (когнитивной, коммуникативной и эстетической функций) – и г) языковой компьютерной программы в одном модуле. IV. Основные структуральные идеи, которые удалось реализовать в школьной методике выражаются в концепции логоцентрической методики преподавания лексики с использованием компьютера, включающей в себя историко-логическое и экспериментальное обоснование формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся ос-новной школы в области лексики, которое, в свою очередь, состоит из: • иерархически организованного блочно-модульного изучения лексики; • особой структуры и содержания модуля как основной системообра-зующей лингвометодической единицы обучения лексике; • комплекса компьютерных программ, реализующих психолого-педагогические принципы интерактивного обучения и самоактуализации личности. |