Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Методика компьютерного обучения

Методика компьютерного обучения лексике в основной школе

Автор: Ю. Г. Федотова

I. Двадцатый век можно считать информационным столетием, – и по разнообразию электронно-вычислительной техники, и по ее востребованности. Но методика, школьная и вузовская, пока плохо осваивает это многообещающее поле. Возникло новое понятие: компьютерное обучение.

Суть концепции компьютерного обучения русскому языку раскрывается через систему важных идей (информатизации, компьютеризации, технологизации, дифференциации; оптимизации; непрерывности; гуманизации, индивидуализации), а также принципов, адекватных закономерностям процессов компьютеризации.
Документ, называемый профессиограмма преподавателя, в котором представлена система требований, предъявляемых к преподавателю в области знаний, умений, личностных качеств, способностей и профессионального мастерства, выделяет такие функции – сквозь призму методики:
а) конструктивно-организаторскую;
б) обучающую;
в) информационно-воспитывающую;
г) гностическую, заключающуюся в изучении уровня речевых способностей учащихся, интереса к предмету;
д) оценочную, связанную с умением оценить уровень формируемых навыков и умений и произвести их корректировку.

II. В моем профессиональном становлении постепенно выстраивалась некая интеграция, во-первых, конкретного реального феномена методики и смежных с нею дисциплин и, во-вторых, предмета методики и смежных с нею дисциплин:

а) объект методики обучения языку – естественный язык

Объявление:

этот объект у методики общий с такими науками, как логика, лингвистика, психолингвистика, дидактика и т.п.

б) предмет методики обучения языку – исследование закономерностей усвоения речи, исследование технологии обучения

предмет лингвистики – система языка, отношения между языковыми единицами, функционирование языка в речи;

предмет логики – язык как аналог мышления, как инструмент выражения правильных норм мыслей;

предмет психолингвистики – исследование мотивации речевой деятельности на разных возрастных этапах;

предмет педагогики (дидактики) – исследование целей обучения русскому языку, дидактических принципов, воспитательных возможностей русского языка как предмета обучения.

 

III. Как развивалась тема «Методика компьютерного обучения лексике в школе» в моей работе?
 Интерес к лексике пришел, прежде всего, от осознания фундамен-тальных понятий, составляющих основу науки «Методика преподавания русского языка» (закономерностей усвоения речи, принципов обучения языку, развивающего потенциала речевой среды и средств обучения язы-ку), а также от осмысления технологии методики (практического приложе-ния теории) через посредство:

- накапливания языкового материала по лексике, составления картоте-ки;
- конструирования уроков, компьютерных программ по данному раз-делу курса;
- контактов с программистами отдела программно-методического центра Московского государственного областного университета Н.В. Бере-зенко, В. П. Недошивиным, программистом ЕГУ им. И.А. Бунина Р.Ю. Ус-тюжаниным;
- сотрудничества с экспериментальным лицеем № 15 г. Химки Мос-ковской области, со школой №12, гимназией «Альтернатива» г. Ельца Ли-пецкой области.

Идеи компьютерного обучения лексике получили развитие в издан-ных мною пособиях «История методики преподавания лексики» (учебное пособие к спецкурсу для студентов филологических факультетов педаго-гических вузов). – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999; 15,75 п.л.) и «Дидак-тические материалы по лексике с компьютерной поддержкой» (пособие для учащихся 5-6 кл. – М.: МПУ – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001;          (5,6 п.л.), а также в опубликованных теоретических и методических стать-ях по лексико-дидактической тематике.
В результате – возник замысел соединения в некое целое трех систе-мообразующих компонентов: а) системности языка; б) операционности родного языка как предмета, подготавливающего физиологические меха-низмы интеллекта к совершению определенных интеллектуальных опера-ций; в) полифункциональности языка (когнитивной, коммуникативной и эстетической функций) – и г) языковой компьютерной программы в одном модуле.

IV. Основные структуральные идеи, которые удалось реализовать в школьной методике выражаются в концепции логоцентрической методики преподавания лексики с использованием компьютера, включающей в себя историко-логическое и экспериментальное обоснование формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся ос-новной школы в области лексики, которое, в свою очередь, состоит из:

•    иерархически организованного блочно-модульного изучения лексики;
•    особой структуры и содержания модуля как основной системообра-зующей лингвометодической единицы обучения лексике;
•    комплекса компьютерных программ, реализующих психолого-педагогические принципы интерактивного обучения и самоактуализации личности.
 


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >