Историко-культурное наследие |
Информационные технологии и историко-культурное наследиеАвтор: Д. А. ЯблучанскийИнформационные технологии позволяют иллюстрировать лекции текстовой, звуковой, графической и видеоинформацией, а сами выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В XXI веке главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, и самостоятельно приобретать новые знания. Одним из таких инструментов является программа Power Point. Презентация красочно, четко, последовательно и логично позволяет излагать свою мысль. Программа Power Point позволяет фиксировать внимание на изучаемом объекте, не перегружать зрительное восприятие. Удобство состоит и в том, что к каждому из моментов своего доклада можно вернуться, затрачивая минимальное количество времени. Использование различных учебных презентаций позволяет глубже изучать вопросы развития культуры разных народов и родного края. Возможно также и проведение интерактивных экскурсий с использованием этой программы. При создании презентаций преподаватель может опираться на литературные (письменные) источники, составлять различные схемы и диаграммы, использовать эксклюзивный фотоматериал или интернет-ресурсы. В процессе подготовки презентации необходимо пройти следующие этапы: 1. Сбор материала. Объявление: Самым сложным и трудоемким является первый этап – поиск и фиксирование информации в электронном виде. Наглядность обеспечивается фотоматериалами – сканирование раритетных фотографий, фотосъемка музейных экспонатов, архитектурных памятников и других объектов. Письменные источники также переводятся в электронную форму. Второй этап – форматирование документов для последующего использования. Для подготовки презентации нужно провести небольшую научно-исследовательскую работу, использовать множество источников информации, что позволяет избежать стереотипности, шаблонов, превратить каждую работу (презентацию) в творческий продукт. Весной 2004 года была начата работа над презентацией «Музей И.А. Бунина», которая к настоящему времени имеет вид готового продукта. Правда, до окончательного исполнения замысла далеко – не хватает видеоэкскурсии по музею и музыкального сопровождения. Кроме того, включенная в презентацию электронная библиотека произведений писателя неполная, всего лишь сборник «Темные аллеи» и роман «Жизнь Арсеньева». Наряду с текстами «мультимедийная энциклопедия» содержит более 100 фотографий экспонатов и залов музея. Подобный продукт можно с успехом использовать как на уроках литературы, так и в целях знакомства учащихся с историей и культурой родного края, проводить интерактивные виртуальные экскурсии. На базе подобной презентации можно также создать и web-сайт, тем более что средства Power Point позволяют сделать это за считанные минуты. Использованию электронных библиотек до сих пор не уделяется должного внимания, и это неправильно. Очень часто ради одного-единственного произведения учащиеся школ или студенты вуза вынуждены тратить свое время не столько на заучивание, сколько на поиск книги. При этом ситуация, когда необходимая книга отсутствует в библиотеке, существует лишь в одном экземпляре и не выдается на руки, - скорее не редкость, а правило. Небольшие по объему литературные произведения (чаще всего стихотворения) можно тиражировать в компьютерном классе с целью обеспечения учащихся литературой в рамках учебного процесса, не обращаясь при этом к классическим библиотекам. И это в условиях, когда в нашей стране уже выпускаются на цифровых носителях (CD, DVD) подобные сборники-библиотеки. Их созданием, как это ни странно звучит, занимаются не коллективы преподавателей высшей школы, а энтузиасты-программисты, понимающие важность этой проблемы, ее насущную необходимость. Огромное спасибо господину Мошкову и его электронной библиотеке, (http://www.lib.ru/), чей труд был по достоинству оценен многими наградами. Правда, в последнее время задачи по созданию электронных библиотек ставятся и перед вузами, и перед городскими библиотеками, обеспеченными цифровой техникой (http://orel.rsl.ru/). Еще одна из возможностей применения информационных технологий в области образования – перенос в цифровой вид фольклорного материала. Студенты филологического факультета ежегодно на протяжении многих лет проходят фольклорную практику и получают за нее оценку. Все эти сведения можно с успехом оцифровать, т.е. текстовый материал перепечатать на ЭВМ, фотографии отсканировать, звукозаписи также «перегнать» на цифровые носители. В результате появляется база данных, доступ к которой можно предоставить всем желающим. Полученный материал можно успешно использовать на занятиях по этнологии, культурологии, с выгодой предлагать зарубежным вузам, занимающимся антропологическими и этнографическими исследованиями. В современных условиях, когда в нашей стране и, в частности, в Липецкой области, увеличивается с каждым годом число туристов-иностранцев, подобные продукты могут пользоваться даже коммерческим успехом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|