Направления информатизации образования |
Об актуальных направлениях информатизации педагогического образованияАвтор: Я.А. ВаграменкоИнформатика как фактор модернизации общества проявилась, возможно, в наибольшей мере в системе образования. Обеспечение профессиональной компетентности теперь происходит как с изменением содержания подготовки специалистов, так и с внедрением новации в методах подготовки на основе информационных технологиях. Можно считать, что важнейшую проблему постановки обучения информатике в школе и в общеобразовательной подготовке в этой области в вузе мы решаем в настоящее время достаточно успешно. Система учебников, учебных пособий и методических руководств, созданная за последние годы различными коллективами и авторами, обеспечивает освоение информатики и информационных технологий, в том числе с учетом задач профильного обучения. Конечно, это направление требует дальнейшего развития с учетом общего повышения уровня этой работы и особенно – в связи с углублением изучения и практического освоения компьютера в младших классах. Другая грань информатизации обучения – корпоративное обучение информатике и информационным технологиям, которое сейчас начинает усиленно развиваться с заинтересованным участием корпораций и хозяйствующих субъектов. Однако нам представляется, что особенно важные вопросы развития информатизации педагогического образования относятся к несколько другим направлениям. Прежде всего, становится весьма актуальной проблема интеграции педагогических и информационных технологий, которые, надо признать, до сегодняшнего времени развивались в отрыве друг от друга. Профессиональные потребности педагогического образования таковы, что без проникновения информационных технологий в педагогическую работу образование не будет поспевать за прогрессом общества. Все то, что накопила педагогика и продолжает накапливать, должно иметь интерпретацию на основе новых систем накопления информационного ресурса, представления знаний, управления учебным процессом. Имеются уже попытки создания портала педагогических технологий. Например, в ИНИНФО МГГУ им. М.А. Шолохова в последнее время введена пилотная версия такого портала, сетевым ресурсом которого являются: тезаурус образовательных технологий, описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка, формат представления образовательной технологии (http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm). Разработана архитектура и первая версия сетевого интерфейса для представления информационного контента в портале (работы отдела В.А.Рыжова). Значительное внимание интеграции педагогических и информационных технологий уделяется в работах Волгоградского педагогического университета (А.М.Коротоков с сотрудниками), Воронежского университета (А.В.Могилев), Уральского педагогического университета (коллектив, руководимый И.Е.Подчиненовым). По-видимому, в ближайшие годы на этом направлении появятся предложения и разработки, в которых нуждается практическая педагогическая работа. Несколько лет назад был дан старт новой работе в области создания средств дистанционного обучения педагогическим специальностям с использованием сетевых технологий. Эта работа весьма трудоемкая, поскольку требуется не фрагментарное представление учебного материала по отдельным дисциплинам, а полное обеспечение учебного плана специальности (а таких специальностей больше 30) электронным учебным продуктам и информационным ресурсам поддержки обучения с теледоступом. К настоящему времени уже создан ряд практически действующих систем такого рода, опробованных в конкретных образовательных проектах. Однако в большинстве случаев это касается обучения по специальности учителя информатики, и лишь в отдельных случаях можно найти в информационных банках университетов сетевой ресурс для других специальностей. Очевидно, что весь объем работы на данном направлении может быть освоен при корпоративном его распределении среди педагогических вузов и гуманитарных университетов. Пример такой совместной работы был продемонстрирован при создании портала Педагогического виртуального университета (http://www.mgopu.ru/PVU/), в котором принимали участие специалисты МГОПУ им.М.А.Шолохова, Уральского и Воронежского педуниверситетов. Еще одним важнейшим направлением информатизации педагогического образования остается подготовка персонала педагогических вузов к этой новой работе путем организации курсов, семинаров, телеконференций. В такой же мере нуждаются в повышении компетентности и практически работающие учителя, приступающие к внедрению информационных технологий в учебном процессе и управления в школе. Задача заключается в создании информационного ресурса для обеспечения профессионального роста педагогов и создания методологии их обучения, учитывающей принципы андрогогики. Надо сказать, что существующие в настоящее время системы информационного обеспечения образования в территориях на основе частично созданной системы Интернет-обслуживания в очень малой степени насыщены информационным ресурсом, касающимся методов педагогической работы, инноваций в педагогических технологиях; чаще всего в получаемой информации можно найти сообщения о директивных документах, циркуляры различного рода и т.п. Между тем, к системе Интернет-узлов приема информации в школах, которую намечено создать в ближайшее время в рамках Национального проекта «Образование», неминуемо будут предъявлены требования доступа к всеобъемлющему информационному ресурсу, который включал бы новации в педагогической науке и большой опыт информатизации образования в стране. Объявление: Затронутые здесь вопросы в той или иной мере являются предметом обсуждения на данной конференции и затрагиваются в ее трудах. Можно надеется, что это даст свои результаты. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|