Реализация дистанционного обучения |
Особенности реализации дистанционного обученияАвтор: Н. С. НалимоваНа современном этапе развития системы образования все больше значения уделяется дистанционным методам обучения. Система дистанционного обучения в сочетании с новейшими информационными технологиями позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению и достичь высоких результатов, благодаря оптимальному подбору содержания учебного курса, а также методов и средств обучения. В данной статье мы рассматриваем дистанционное обучение как альтернативу другим видам обучения: • обучение на очном, заочном или вечернем отделении в ВУЗе; Поэтому следует выделить особенности, отличающие дистанционное обучение от остальных перечисленных видов обучения. Дистанционное обучение ориентировано на людей, желающих достичь определенного уровня овладения каким-либо (как правило, отдельно взятым) учебным предметом, занимаясь в удобное для них время и не выходя из дома. Это и определяет основные черты дистанционного обучения. Объявление: В отличие от образования в ВУЗе, дистанционное обучение позволяет обучаемому ограничиться изучением одного или нескольких нужных ему учебных предметов (или даже отдельной темы в рамках выбранного предмета), не тратя время и силы на другие, не представляющие для него интерес, учебные предметы. При этом дистанционное образовательное учреждение, как правило, позволяет также выбрать желаемый уровень освоения данного предмета. В отличие от самообразования, дистанционное обучение обеспечивает возможность «обратной связи»: закрепленный за каждым обучаемым преподаватель проверяет правильность выполнения контрольных заданий, дает советы по более эффективному усвоению материала, консультирует обучаемого по любым возникающим у него вопросам в рамках выбранного курса, при необходимости корректирует методы и приемы изучения материала обучаемым. По сути, такой удаленный преподаватель выполняет функции репетитора, но система дистанционного обучения позволяет снизить оплату за его услуги. Рассмотрим далее схему реализации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий. На первом этапе ведущие преподаватели разрабатывают педагогические программы по различным учебным дисциплинам. Затем на основе разработанной программы программисты совместно с ведущим преподавателем собирают мультимедийный материал и тестирующие модули программы. Разрабатывается единое программное обеспечение: методы подачи материала и проверки тестовых заданий реализуются в рамках одной программы, меняется лишь содержание материала. Единый интерфейс позволяет обучаемому, прошедшему один курс, легко ориентироваться в любом другом курсе. Основным средством обучения является компьютерная программа. При подготовке материала преподаватель может пользоваться всеми необходимыми ему средствами мультимедиа: фото, анимация, аудио, видео. Помимо обучающей программы разрабатывается методическое руководство, которое является ведущим (направляющим) инструментом. В данном методическом руководстве излагается необходимый минимум теоретической информации (основные формулы, принципы и т.д.), в то время как компьютерная программа более наглядно демонстрирует и раскрывает учебный материал. Для реализации индивидуального подхода к обучению каждый преподаватель разрабатывает единую программу, представляющую собой совокупность последовательных ступеней (блоков) изучения предмета. Обучаемому предоставляется возможность самостоятельно выбрать, с какой ступени начать обучение, какие ступени (возможно) пропустить, и на какой ступени остановиться. Задача преподавателя при этом заключается в том, чтобы проконтролировать, насколько хорошо обучаемый владеет знаниями из пропущенных ступеней. Поскольку программа обучения обычно строится таким образом, что изучение последующих ступеней (блоков) опирается на предыдущие, то от обучаемого требуется подтвердить владение необходимыми знаниями и умениями из блоков, которые он решил пропустить. В случае несоответствия требуемому уровню, обучаемому предлагается изучить материал самостоятельно, либо включить данные блоки в свой учебный курс. Весь учебный материал курса поделен на уроки, каждый урок посвящен какой-либо теме. По возможности урок должен охватывать всю тему целиком, независимо от ее объема и сложности. Каждый урок должен включать в себя следующие элементы: 1. Вводная часть, в которой сообщается тема урока, указывается связь этой темы с другими темами курса. Второй этап реализации системы дистанционного обучения – непосредственно обучение. Изучение отдельного курса обучаемым имеет следующую структуру: 1. Приобретение пакета с курсом, который состоит из методического руководства, мультимедийного компакт-диска и карты регистрации. 2. Установка обучающей программы на компьютер. 3. Регистрация пакета программы в диспетчерской службе по телефону или электронной почте. Обучение считается начатым с момента регистрации. При этом обучаемому назначают преподавателя и сообщают координаты для связи с ним. Обучаемый вправе самостоятельно выбирать темп изучения курса, но, тем не менее, программа дает ему право получать консультации лишь в течение некоторого срока (определяемого при регистрации); для получения дополнительных консультаций, по истечении указанного срока, обучаемый должен произвести дополнительную оплату. 4. Изучение первой темы курса с использованием обучающей программы и методического руководства. В методическом руководстве даны рекомендации по изучению данной темы, приведены примеры решения задач и т.п. На диске представлен теоретический и демонстрационный материал, примеры решения задач, тестовые задания с вариантами ответов и комментариями. При выполнении тестов должна быть реализована возможность просмотра подсказок либо вспомогательных вопросов. 5. Выполнение контрольной работы. В процессе выполнения заданий обучаемый опирается на знания, полученные в ходе изучения материала на диске; при этом существует возможность в любой момент самостоятельно вернуться к изучению материала, вызывающего затруднения. 6. Отправка выполненной контрольной работы преподавателю по электронной почте. 7. Проверка и оценка контрольной работы преподавателем. При этом преподаватель не только указывает обучаемому на допущенные им ошибки, но и дает рекомендации по их исправлению. Если были выявлены значительные проблемы в овладении учебным материалом, то обучаемому предлагаются дополнительные контрольные задания, успешное выполнение которых необходимо для продолжения обучения. 8. В случае положительной оценки за выполненную контрольную работу обучаемый вправе перейти к изучению следующей темы курса, а по окончании курса имеет право на получение документа о прохождении обучения. При этом нам представляется целесообразным выдавать документ о получении образования лишь тем из обучаемых, кто сможет подтвердить полученные знания на очном экзамене, а остальным (не имеющим возможности или желания пройти очную проверку знаний) выдавать справку о том, что был изучен выбранный курс. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|