Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Изучение биологии с использованием дистанционных технологий

Изучение биологии с использованием  дистанционных образовательных технологий в условиях адаптивной школы

Автор: И. А. Петрова

Адаптивная школа: стратегии инновационных преобразований. Дистанционная система образования: трудности и достоинства. Задачи дистанционного обучения по курсу биология.
В основу адаптивной модели нашей школы положены концепции новой школы и стратегии инновационных преобразований в ней:

-    создание адаптивной (комфортной, благоприятной) среды для всех участников образовательного процесса, максимально приспособленной к индивидуальным особенностям каждого ребенка, учащегося, учителя, обеспечивающей равные условия и равные возможности для самораскрытия, удовлетворения потребностей и интересов каждого участника образовательного процесса.

В школе должна функционировать единая образовательная и педагогическая система с гибкой структурой учебных  программ и индивидуализированными методами и формами обучения, но с едиными для всех критериями  и требованиями, нормами поведения, обеспечивающая справедливость, объективность, равенство прав и ответственности всех участников образовательного процесса независимо от статуса.

Для создания такой модели адаптивной школы требуется разработка инновационных образовательных проектов. В соответствии с этой целью наша школа включилась в работу над проектом «Разработка системы дистанционного обучения в Чкаловском районе» совместно с факультетом информатики УрГПУ, с целью создания единого образовательного пространства в районе».

-    Дистанционная форма обучения, вводимая в нашей школе, обуславливает дополнительное содержание системы повышения квалификации учителей и расширение библиотечного фонда. Полноценное развертывание дистанционного образования возможно только  при достаточном уровне материальной базы, методологическом и учебно-методическом обеспечении процесса (что не является пока осуществленным).

-    Внедрение информационной технологии потребует формирования электронной библиотеки в нашей школе, подключения к сети Интернет, создания методического кабинета в школе.
Введение дистанционных технологий  позволяет учащимся обучаться на любом расстоянии от образовательного учреждения и в удобное для обучаемого время. Это становится все более актуальным, так как растет число детей, неспособных посещать школу в связи с медицинскими показаниями. Также увеличивается число молодых людей, выбирающих экстернат как форму обучения (многие из них работают и не располагают временем ходить в  школу по причине большой загруженности). Есть среди них и желающие сдавать изучаемые  предметы большими блоками.

Объявление:

Явным преимуществом данной технологии мы видим, то, что родители получают возможность прямого контроля процесса обучения.

Это позволит решить еще ряд важных проблем в организации учебно-воспитательного процесса нашей школы, а именно:


-    повышение мотивации к обучению;
-    повышение творческой активности и социальной адаптации;
-    обеспечение оптимального сочетания базового образования и школьного компонента;
-    введение современных методик и технологий обучения в школьный образовательный процесс;
-    осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

Данный подход к обучению в нашей школе обеспечивает учащимся дифференциацию в выборе форм получения образования, основанный на использовании  дистанционных образовательных технологий, т.к. они обладают следующими дидактическими свойствами:


-    индивидуализация учебного процесса (дистанционное обучение предоставляет возможность организовать обучение по индивидуальным планам в соответствии с их образовательными потребностями);
-     ориентация на самообразование (развиваются навыки самостоятельной учебной деятельности);
-    гибкость организационной структуры обучения (формирование учебных планов с использованием различных форм освоения образовательных программ);
-    возможность интенсификации процесса обучения (освоение курса учащимся в спроектированные им самим учебные сроки;
-    разноуровневость содержания  образования (изучение предмета, как на базовом, так и на углубленном уровне);
-    дифференцированный подход к учащемуся.

Требования, предъявляемые к разработке дистанционного курса по предмету биология для школ Чкаловского района.
В программу дистанционного обучения включен курс биологии. При разработке уроков для дистанционного обучения учащихся 10-11 классов по курсу биологии стоят следующие задачи.
Как известно, в силу объективных причин школы района работают по учебникам разных авторов. На сегодняшний день признается, что многие из данных учебников являются откровенно неудачными, поэтому разрабатываемые уроки должны были:

1.    включать в себя обязательно базовый уровень по предмету биология;
2.    изучаемый материал должен быть максимально доступным, интересным, понятным, удобным для понимания;
3.    включать в себя иллюстрации, таблицы, схемы (с целью лучшего усвоения и запоминания материала);
4.    материал урока должен быть разделен на кадры;
5.    вопросы для повторения и самоконтроля учащегося должны быть предоставлены в виде различного рода тестовых заданий;
6.    в конце каждой темы предполагается самостоятельная работа, состоящая из нескольких видов тестовых заданий, вопросов и творческого задания.
7.    самостоятельная работа должна предусматривать разноуровневость заданий.

На данный период времени разработано 12 уроков по биологии. Курс рассчитан на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Процесс обучения  в нашей школе планируем начать вводным занятием (инструктажем). Очные встречи с преподавателем (тьютором), могут проходить в назначенное время. В период самостоятельного  изучения материала обучающийся может консультироваться с тьютером по телефону, Интернету.

По окончании изучения каждого из разделов, учащийся должен самостоятельно выполнить задания, предусмотренные в программе дистанционного обучения. По итогам самостоятельных работ по темам, учащемуся может быть выставлена оценка за весь курс.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >