Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Создание педагогических программных средств

Цели и задачи подготовки будущих учителей к созданию педагогических программных средств

Автор: Н. В. Александрова

Информатизация образования, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьных учителей и преподавателей вузов, к методическим и организационным аспектам использования в обучении программных средств, информационных и коммуникационных технологий [2].

Одними из приоритетных задач педагогических вузов являются:

-    профессиональная подготовка будущего учителя к использованию информационных технологий в своей дальнейшей деятельности;
-    общая теоретическая и практическая подготовка студентов для обеспечения возможности дальнейшего самообразования.

Подготовка студентов предполагает процесс воспитания личности, способной к саморазвитию и творческой деятельности. Однако, на современном этапе развития образования для становления учителя как педагога «необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий» [3].

Под информационно-технологической подготовкой специалиста А. И. Федоровым понимается «процесс формирования когнитивных, личностных, специальных знаний, умений и навыков, позволяющих специалиста ориентироваться в информационных потоках, адекватно воспринимать и использовать, а также производить профессионально значимую информацию на основе применения информационных и коммуникационных технологий» [5, с 86-95].

Объявление:

Первым этапом в подготовке студентов к созданию и использованию информационных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности, является их обучение оценивать возможности информационных технологий и правильно определять соотношение информационных технологий с традиционными методами обучения.

Данное утверждение относится к педагогическим программным средствам (ППС), предназначенным для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером [4].
Процесс разработки ППС достаточно трудоемок, поскольку требует не только представления четной структуры ППС и логики изложения материала, но и эффективного использования звука, видео, технологий гипермедиа и мультимедиа.

Целью подготовки студентов к созданию педагогических программных средств является формирование умений и навыков по использованию информационных технологий в последующей профессиональной деятельности.

Задачи подготовки студентов к созданию ППС [1]:

-    ознакомить студентов с современными приемами и методами  использования новых информационных и коммуникационных технологий, в том числе и ППС, при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной деятельности;
-    познакомить студентов с технологией создания  и оценки ППС;
-    сформировать систему представлений о возможностях педагогических программных средств, применительно к будущей профессиональной деятельности.

Для создания ППС студенты должны знать:

-    понятие информационных и коммуникационных технологий, средства информационных и коммуникационных технологий и основные направления внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование;
-    систему средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий;
-    средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения;
-    понятие и назначение ППС;
-    классификацию ППС;
-    цели и задачи создания ППС;

    Уметь:

-    использовать в своей деятельности основные возможности локальных и глобальных сетей;
-    работать с инструментальными системами для разработки педагогического программного средства, использовать мультимедийные технологии;
-    оценивать готовые ППС;
-    применять в учебном процессе готовые и разработанные ППС.

Данные положения реализуются в учебной программе курса «Методика разработки педагогических программных средств» в процессе подготовки будущих учителей по специальности «Информатика» с дополнительной  специальностью  «Иностранный язык». Этот курс является курсом по выбору в блоке общепрофессиональных дисциплин и изучается студентами на 5 курсе в 10 семестре и носит обобщающий характер. Данный курс позволит осуществить фундаментальную подготовку будущих учителей не только в области использования информационных технологий в образовании, но и научит самостоятельно создавать и грамотно применять педагогические программные средства при организации и проведении учебных занятий по информатике.

Библиографический список

1. Александрова Н. В. Образовательная программа подготовки по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» «Методика разработки педагогических программных средств». Нижний Тагил: НТГСПА, 2006. – 12 с.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. – 192 с.
3. Панюков С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности // Информатика и образование, 2003, №10, с. 89-95
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа-Пресс 1994.
5. Федоров А. И. Содержательные и процессуальные аспекты интеграции информационных технологий в системе многоуровневой подготовки специалистов // Образование и наука, 2004, №4, с. 86-95.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >