Преподавание информационных дисциплин |
Технологический подход в преподавании математических и информационных дисциплинАвторы: Д.А. Власов, В.М. МонаховСегодня перед наукой встают проблемы, требующие объединения гуманитарного и общенаучного знания. Вот почему поиск взаимопроникновения идей и методов, созданных в общественных и естественных науках, приобретает ныне важное значение в подготовке специалистов. Это явление находит отражение в двух процессах: технологизация (информатизация) гуманитарного образования и гуманитаризация технического образования. С одной стороны, математика является инструментом овладения информационными дисциплинами, а с другой - математические методы можно рассматривать как неотъемлемую часть информационных дисциплин. Реализацию технологического подхода к изучению математических и информационных дисциплин рассмотрим на примере подготовки специалистов в области «Прикладная информатика (в экономике)» на базе Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.
Учебный план специальности 351400, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предусматривает изучение широкого спектра математических дисциплин и ориентирован в большей степени на подготовку специалистов в техническом вузе, а не в гуманитарном. При разработке основной образовательной программы факультета мы учитываем все возможности для профессионального становления будущего информатика-экономиста, а именно: дисциплинам образовательной области «Математика», содержащимся в таблице, выделяется больше часов в учебном плане; математический аппарат информационных дисциплин преподается в интегрированном курсе «Математика»; в дисциплинах образовательной области «Математика» приложения изученных методов рассматриваются на примерах, связанных с информационными дисциплинами. Как показывает наш передовой опыт, технологический подход позволяет студентам улучшить понимание причинно-следственных связей в экономике, наглядно увидеть связь математики с экономикой (что чрезвычайно важно для студентов, особенно на первых курсах), а также оценить значительные преимущества использования информационных технологий в решении математических профессиональных задач. В ходе выполнения заданий студенты приобретают ценные навыки исследовательской работы, планирования, прогнозирования, построения аналитических моделей, обработки результатов экспериментов. Всё это приводит к повышению интереса у студентов как к математике, так и к общепрофессиональным и специальным дисциплинам, что в итоге положительно влияет на формирование профессиональной компетентности будущего информатика-экономиста. Технологический подход позволяет активно внедрять информационные технологии в образовательный процесс. Появляются новые возможности их использования в обучении высшей математике. Наиболее эффективным при обучении студентов является создание технологических учебников и электронных энциклопедий по различным разделам высшей математики. Их применение позволяют совершенствовать высшее профессиональное образование, при этом каждый обучающийся получает реальную возможность построить свою собственную индивидуальную программу учебного поведения в соответствии с основной программой, которая построена на основе Государственных образовательных стандартов. Современное общество предъявляет все более высокие требования к выпускникам вузов, поэтому необходимо эффективно использовать весь потенциал имеющихся образовательных ресурсов. Одновременно нужно решать проблему перегрузки учебных планов. Количество аудиторных часов, отводимых на изучения конкретного предмета, не увеличивается, время на самостоятельное изучение под руководством преподавателя сокращается. Возникает необходимость перенести часть нагрузки на самостоятельную разработку, в чем неоценимую помощь могут оказать информационные технологии. В свою очередь, к аудиторным занятиям предъявляются дополнительные требования: эффективность проведения аудиторных занятий и управление организацией самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов. Нужно так проектировать учебный процесс, чтобы студенты за то же время обучения могли усвоить стремительно возрастающий объем знаний и умений, т.е. нужна реальная оптимизация учебного процесса. Именно грамотное применение информационных и педагогических технологий в образовании предоставляет такие возможности. С целью повышения качества математического образования студентов нами была поставлена следующая задача: спроектировать информационный учебно-методический комплекс изучения раздела «Математическое программирование» интегрированного курса «Прикладная математика». Часть наших методических разработок опубликована в издательстве «Альфа»; все они органично вошли в методическую систему обучения математическим дисциплинам. Необходимо отметить, что применение педагогических технологий трансформирует учебный процесс в аспекте его организации. Технологический подход предусматривает выполнение лабораторных работ в вычислительной лаборатории на персональных компьютерах. Студенты пользуются для составления вычислительных программ средствами MathCAD и MathLAB. Они получают результаты, строят графики. Оформление отчетов осуществляется в виде распечатки теоретической части, программы вычислений, результатов вычислений, графиков и выводов из выполнения данной работы. При этом студенты пользуются методическими указаниями, переведенными в электронный вид и включенными в обучающую систему. Методические указания к выполнению лабораторных работ могут быть использованы в технологиях дистанционного обучения. Таким образом, технологический подход позволяет более тонко учесть межпредметные связи, интенсифицировать работу студентов, добиться свободного владения информационными технологиями, и, таким образом, повысить качество обучения. Технологический подход уже дал результат: повысилось качество выпускных квалификационных работ, усилилась их прикладная профессиональная направленность, а также повысилась социально-профессиональная адаптация наших выпускников. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|