Проект информатизация системы образования |
Педагоги в национальном проекте «информатизация системы образования»Автор: Н.П. ОвсянниковаПродолжается реализация Национального проекта «Информатизация системы образования (ИСО)». Проект предполагает активное включение в него всех субъектов образовательного процесса. Сегодня востребован учитель, компетентный в компьютерных методах обучения, информационных и коммуникационных технологиях. Современное состояние развития нашей цивилизации уже названо «информационным обществом». В таком обществе информация является самым ценным товаром, а интеллектуальный потенциал в инновационной экономике знаний превращается в основной экономический актив. В целях преодоления разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и потребностями новой экономики был разработан Национальный проект «Информатизация системы образования (ИСО)». В структуре проекта ИСО выделяют три компонента [1]. Компонент А «Учебные материалы нового поколения» включает в себя цикл работ по созданию учебных материалов нового поколения, разработку методики их использования и апробацию на экспериментальных площадках. Компонент В «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» предполагает подготовку учителей, которые умеют эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы. Должна сформироваться инфраструктура дистанционного обучения для повышения профессиональной квалификации педагогов. В этот же компонент включены работы по развитию сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками. Объявление: В рамках компонента С «Создание системы межшкольных методических центров (ММЦ)» предусматривается деятельность региональных методических групп. Ими обеспечиваются условия для курсовой переподготовки и организация постоянной методической поддержки основной массы педагогов. Проект продолжительный, его реализация рассчитана до 2010 года. На первом этапе в проект включились семь пилотных регионов, среди них – наши ближайшие соседи: Пермская и Челябинская области. На втором этапе число пилотных регионов достигнет 20. Несмотря на то, что наша область пока не включена в перечень экспериментальных, работа по развитию информационных и коммуникационных технологий в системе образования ведется большая. Уже несколько лет в Свердловской области реализуется международный проект Intel «Обучение для будущего». За это время в Региональном (УрГУ) и Областном (ИРРО) образовательных Центрах прошли обучение более 5 тысяч педагогов области. С 2004 года программа «Обучение для будущего» включена в систему повышения квалификации педагогов Свердловской области. В этом варианте Программы блок Intel усилен блоками «Компьютерная грамотность» и «Информационная компетентность». На этих курсах учителя-предметники развивают навыки использования компьютера в учебном процессе, повышают уровень профессиональной компетентности, осваивая технологию создания и использования в обучении учебно-методических комплектов (УМП). Не единственным, но очень показательным, свидетельством уровня информационной культуры педагогов и учащихся нашей области может служить факт почти стопроцентного использования мультимедийных презентаций докладчиками на различных мероприятиях: на творческих конкурсах; на научно-практических конференциях, на Педагогических чтениях, при аттестации педагогами и т.д. Экспертами отмечается рост качества презентаций, которое выражается в оптимальности их объема и содержания, в дизайнерских и технических решениях. Расширяется перечень электронных учебных пособий по разным предметам, сегодня они есть в каждой школьной библиотеке, создаются коллекции в методических кабинетах, в объединениях преподавателей-предметников. Это способствует увеличению числа педагогов, использующих информационные источники сложной структуры (ИИСС) в учебном процессе. 1. учебные модули; Примерами ИИСС первого типа могут служить цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам) предмета, межпредметные модули. Сегодня преподавателями естественнонаучного цикла в учебном процессе используются электронные учебные пособия по биологии («1С: Репетитор. Биология», «Биология. Живой организм. 6 класс»,), по экологии («Экология. 10 – 11 класс»), по физике («Физика. 7 – 11 класс», по химии («Химия. 8 класс», «Органическая химия. 10-11 класс»), по географии («Начальный курс географии. 6 класс») и т.д. Примерами справочно-иллюстративного типа ИИСС можно считать: • специализированные энциклопедии по искусству, истории, географии и пр.; Анализ предлагаемых ИИСС по разделу «Естествознание» показывает, что наиболее широко представлены справочно-иллюстративные материалы в виде энциклопедий, справочников, библиотек, атласов. К типу инструментов учебной деятельности относятся: • виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления; ИИСС данного типа появились позднее и на сегодняшний день представлены не широко. Примером может служить диск «Инструментальная компьютерная среда (старшая школа)» Следующим шагом в информатизации системы образования планируется включение в образовательный процесс сети Интернет. Для этого уже сегодня: • создаются сайты и порталы информационной поддержки образовательного процесса; В заключение хотелось бы отметить еще одну особенность данного проекта ИСО – организаторы проекта подчеркивают, что он нацелен на создание условий, изменяющих систему образования не революционным, а исключительно эволюционным путем. Результативность Проекта ИСО зависит от каждого участника образовательного процесса. Библиографический список 1 О проекте «Информатизация системы образования». Сборник информационно-методических материалов. НФПК, ООО «Локус-Пресс», 2005. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|