Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Проблемы компьютеризации образования

Проблемы компьютеризации образования

Автор: Е.С. Потепалова

В настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимают участие в процессе производства и распространения информации. Все это привело к возникновению целой науки – информатики, изучающей законы и методы переработки и накопления информации.

Достижения в области физики, химии, кибернетики позволили создать новейшие технические средства, которые в свою очередь обеспечили возрастание роли и значения информации в жизни современного общества, вызвали значительную активизацию применения электронно-вычислительной техники во всех сферах, что привело к значительному увеличению объемов, а также скорости обработки и выдачи информации.

В этой связи в последнее время наблюдается тенденция к осуществлению широкомасштабной компьютеризации и созданию автоматизированных систем во всех сферах функционирования российской экономики.

Связь компьютера с изучаемыми предметами состоит в правильном использовании ЭВМ участниками отношений, возникающих в процессе компьютеризации. Информатизация и компьютеризация проникает во все области знаний.

Интеграция информатики и экономики – это закономерный процесс в развитии гуманитарных и естественнонаучных сфер, сопровождающийся появлением новых знаний. Так поиск информации в памяти ЭВМ требует не только технических познаний, но и экономических, касающихся структуры и функционирования экономики России и т.п.

Объявление:

В настоящее время существуют разные подходы к решению проблемы обучения специалистов. Содержание знаний и навыков, а также воспитательные задачи, связанные с работой на ЭВМ, определяются в каждой отрасли с учетом своих особенностей, в соответствии с требованиями к будущему специалисту как пользователю. За рубежом в ряде стран (Швеция, США и др.) знакомство учащихся с ЭВМ начинается в процессе взаимодействия информатики с другими предметами, т.е., на основе межпредметных связей [4, 5]. Данный подход позволяет показать студентам, насколько важна компьютерная грамотность и, тут же доказывается актуальная потребность на сегодняшний день в изучении предмета. Однако, это возможно только в результате накопления достаточного опыта преподавателей, а также совершенных и отработанных форм и методов образования в применении к компьютерной технике.

Программы обучения должны широко использовать средства электронно-вычислительной техники в учебном процессе. Также необходимо подготавливать молодое поколение к жизни и работе в условиях автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека в обществе. В связи с этим внедрение компьютеров в систему среднего образования необходимо рассматривать как задачу, требующую научного обоснования.

Кроме проблемы научной обоснованности компьютеризации образования, еще можно выделить проблему свободного доступа обучаемых к компьютерным средствам, что, в свою очередь, не часто можно наблюдать в современном ВУЗе. А ведь изучение компьютерных технологий требует затрат большого количества времени для отработки, осмысления полученных знаний и закрепления навыков работы на практике. Предоставление дополнительного машинного времени способствует повышению заинтересованности студентов, а проведение индивидуальных консультаций позволяет воплотить принцип личностно-ориентированного обучения в учебный процесс ВУЗа.

Следующая проблема ВУЗа, пожалуй, самая важная, – недостаточное число современных методических разработок и литературы по связи новых информационных технологий с другими изучаемыми предметами. Из-за быстрых темпов развития науки практически ежегодно, возникает необходимость в изменении учебных и тематических планов работы. Внедрение в учебный процесс нового, более совершенного программного обеспечения зависит чаще всего от человеческого фактора, то есть от того, как воспримут предлагаемые новшества преподаватели, поскольку это потребует изменения их стиля работы.

Говоря о применении компьютеров, следует также помнить, что любая деятельность начинается, прежде всего, с обучения, поэтому сегодня вторжение компьютеров в сферу ВУЗовского образования воспринимается как вполне закономерный процесс.

Как показывают наблюдения исследователей процесс обучения проходит на высоком педагогическом уровне у тех преподавателей, которые умело используют сочетание традиционных и новых средств в обучении[1, 2, 3, 6]. Содержательная постановка задачи, создание проблемных ситуаций, организация совместных с другими дисциплинами занятий и прочие инновационные формы преподавания с использованием информационных технологий оказывают большое влияние на качество усвоения материала и применение знаний в будущем. При этом ЭВМ в учебном процессе – не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении студентов, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Современный компьютер позволяет выполнять все виды обработки информации: запоминание, извлечение, упорядочение, сравнение, модификацию, передачу, прием, а также анализ слов, чисел, изображений и звуков, т.е. полный набор, необходимый и используемый в процессе преподавания. Кроме того, он может выполнять функции справочной системы базы данных, быть имитатором различных ситуаций, тренажером.

Если преподаватель решится на привлечение нового программного обеспечения к учебному процессу, то он должен будет тратить значительно больше времени на подготовку к занятиям, причем не в домашней обстановке, а в учебном заведении. При этом он вынужден обращаться к специалисту, следовательно, сам становится на место ученика, что сильно задевает его самолюбие.

Как известно, всякое обучение базируется на определенной методике преподавания, которую предстоит отрабатывать преподавателю. С точки зрения технического языка, методика – это технология процесса обучения и она подразумевает определенную последовательность действий для достижения результата. Сочетание традиционных и новых средств в обучении должно ликвидировать шаблонность занятий, сделать их интересными, а также обеспечить более высокий уровень усвоения материала.

Готовясь стать специалистом, в будущем – профессионалом своего дела, каждый, обучающийся в ВУЗе, проходит тот огромный путь, в конце которого, становится видна цель. Этой целью является приобретение определенного запаса знаний, необходимого человеку в дальнейшей жизни. Любой студент проявляет свои способности по-разному. Однако каждый должен получить необходимый минимум с тем, чтобы в дальнейшем, опираясь на полученные навыки и накопленный опыт, продолжать совершенствоваться в своей профессии.

Процесс превращения ЭВМ в помощника преподавателя и студента сегодня развивается в различных направлениях. Предлагаются разнообразные формы. Разработка автоматизированных обучающих систем позволила создать различные программы-тренажеры, экзаменаторы. К примеру, в российских ВУЗах накоплен достаточно большой опыт по применению обучающих и контролирующих программ в учебном процессе. При изучении табличного редактора «Exсel» широко используются как обучающие, так и контролирующие программы. Процесс изучения данных тем позволяет студентам самостоятельно овладеть основами работы с определенной программой. Это сказывается как на заинтересованности в приобретении новых знаний обучаемых, так и позволяет преподавателю автоматизировать процесс преподавания дисциплины. Разработка качественного методического обеспечения также оказывает большое влияние на процесс усвоения знаний. В настоящее время трудоемкость создания и сопровождения таких программ, а также высокие требования к техническим средствам, их реализации и эксплуатации затрудняют массовое применение этих средств.

Итак, существует много нерешенного в процессе освоения новых информационных технологий: научно-методическая, психолого-педагогическая, а кроме того, медико-гигиеническая и программистская проблемы, и по всей вероятности, фонд качественного учебно-ориентированного и прикладного программного обеспечения, способствующего реализации высокоэффективной научно-обоснованной методики обучения будет итогом их разрешения.

Библиографический список

1.    Авдеева Л.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов: Автореферат дис… канд. пед. наук. – Л., 1984. – С. 21.
2.    Ильина Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы. В сб. Новое в теории и практике обучения. – М.: Знание,1979. – Вып.4. – С. 3–39.
3.    Ишлинский А.Ю. Взаимосвязь между фундаментальными и прикладными науками и техникой. – М., 1976. – С.186.
4.    Об обновлении концепции государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. //Высшее образование в России – 1996, №4. – С. 16–21.
5.    Пак М.С. Дидактический эксперимент. – СПб.: Образование, 1997. – С.22.
6.    Фигурнов В.Э. ИВМ РС для пользователя. Изд.6-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М., 1995. – С.432.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >