Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Повышения качества образования в вузе

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как фактор повышения качества образовательных услуг в вузе

Автор: Л.И. Миронова

Одним из пунктов Болонской декларации, которую подписало наше государство, является обеспечение качества образования [1]:. В соответствии с ISO 90001-2000 в структуру понятия «Качество» входит три определяющих компонента:

— удовлетворение потребности потребителя;
— удовлетворение потребности общества;
— удовлетворение потребности работников.

Как известно, в состав традиционного учебно-методического комплекса (УМК) входят следующие компоненты:

— программа учебной дисциплины;
— учебно-методические материалы (лекции, тематика практических занятий, курсовых работ, контрольных работ, выпускных квалификационных работ с методическими указаниями для их выполнения);
— контролирующий блок (система тестов для проведения текущего и итогового контроля знаний студентов);
— вопросы к зачету, экзамену, экзаменационные билеты;
— список рекомендуемой литературы.

Обозначенная структура УМК не всегда удовлетворяет участников образовательного процесса. Так, например, потребители (студенты-первокурсники) часто не успевают конспектировать материал за лектором, а студенты-старшекурсники не всегда бывают довольны качеством читаемых лекций (о чем свидетельствуют результаты периодически проводимого анкетирования студентов). В результате неудовлетворенности потребителя услуги (студента), мы получаем не качественного специалиста, который, естественно, не может удовлетворить потребности общества.

Объявление:

Наибольшее неудовлетворение при использовании традиционных УМК испытывают работники, оказывающие образовательные услуги. Подробно на этом останавливаться не будем, лишь перечислим факторы, вызывающие их неудовлетворение:

— плохая посещаемость занятий (многие из старшекурсников, чтобы заработать средства к существованию, вынуждены работать, при этом график их работы не позволяет посещать занятия в ВУЗе);
— низкий уровень подготовки, полученной в средней школе (речь идет о дисциплинах естественно-научного цикла);
— низкая активность на практических и лабораторных занятиях у студентов, желание тиражировать результаты, полученные кем-либо из способных студентов, без понимания полученного решения и без внесения нужных изменений в решение, это, естественно, вызывает недовольство преподавателя;
— процесс чтения традиционной лекции с мелом у доски в условиях активной компьютеризации образования в настоящее время следует рассматривать как глубоко архаичный [2] , но при этом далеко не все преподаватели могут создать электронные курсы своих лекций; при решении этого вопроса необходимо выработать в рамках ВУЗа единую концепцию и технологию;
— низкая оплата труда преподавателей при больших энергетических, эмоциональных и физических затратах сил. Преподаватель, чтобы обеспечить себе более или менее достойную жизнь, вынужден искать источники дополнительного заработка в других образовательных учреждениях. Причем качество работы в этих учреждениях тоже оставляет желать лучшего. Круг замыкается. Общество, естественно, не может быть удовлетворено качеством такой работы.

Создание электронных учебно-методических комплексов вузовских дисциплин (ЭУМКД) способно решить значительную часть обозначенных проблем.
Согласно Б.Е.Стариченко (материалы в печати) электронный учебно-методический комплекс это совокупность материалов учебного назначения в электронных форматах представления, полностью обеспечивающих все виды учебной деятельности студента по данной дисциплине (циклу дисциплин) с достаточной степенью индивидуализации.

Перечислим преимущества ЭУМКД перед традиционными, «бумажными» УМК [3]:

— высокая оперативность при ежегодном обновлении информации в ЭУМКД;
— повышение эффективности учебного процесса при использовании ЭУМКД как при очно-заочной форме обучения, так и при дистанционном обучении;
— более отлаженная организация учебного процесса в режиме ЭУМКД, когда четко сформулированы требования для обучаемых и предоставлены все необходимые для учебного процесса материалы;
— применение ЭУМКД – обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе изучения дисциплины, при котором каждый студент может брать информацию в дозированном, комфортом для него режиме, зная свою четко сформулированную финальную цель.
— ЭУМКД может иметь стандартную, унифицированную электронную оболочку, а внутреннее наполнение структурных блоков ЭУМКД может осуществлять специально обученный специалист, которому преподаватель передал свои материалы по УМК;
— ЭУМКД удобно хранить;
— очевидная экономия денежных средств при эксплуатации ЭУМКД (на бумаге и картриджах для принтеров);
— в перспективе в целом по ВУЗу может быть создана единая мобильная база ЭУМК по всем дисциплинам, преподаваемым в ВУЗе, которая будет доступна и руководству ВУЗа, и непосредственно пользователям ЭУМКД.

Перечислим, какие из обозначенных выше факторы неудовлетворенности участников образовательного процесса позволит снять использование ЭУМКД:

— низкая посещаемость занятий не будет влиять на качество образовательной услуги, так как студент сможет изучить пропущенный материал в удобное для него время;
— низкий уровень подготовки студентов, который вызывает неудовлетворение ППС, будет снят, так как непосредственного контакта со студентами в режиме лекция-монолог у преподавателя не будет;
— конспектировать лекции за преподавателем будет не нужно, лекционные материалы при необходимости могут быть скопированы или распечатаны студентом;
— тиражировать результаты практической или лабораторной работы, полученные добросовестным студентом, не будет иметь смысла, так как ЭУМКД имеет в запасе достаточное количество индивидуальных заданий, для выполнения которых требуется самостоятельное осмысление теории и практики;
— очевидно, что скорость освоения материала у всех студентов разная, поэтому применение ЭУМКД в учебном процессе обеспечит дифференцированный подход к обучаемым и каждый студент будет осваивать дисциплину в удобном для него темпе;
— создание ЭУМКД потребует от преподавателя определенных усилий, но зато в последствии его труд будет в существенно облегчен, в определенном смысле автоматизирован, и главная задача преподавателя будет состоять в текущем и итоговом контроле за усвоением материала студентами, однако и этот фронт работ в значительной степени упрощается благодаря применению ЭУМКД;
— в условиях всеобщей компьютеризации современного общества широкое применение компьютеров и изучение вузовских дисциплин с помощью ЭУМКД явится хорошим мотивационным стимулом для студентов всех специальностей ВУЗа, расширит их практические навыки владения компьютером.
Очевидно, что применение ЭУМКД в учебном процессе вызовет существенные изменения в его организации и материальном обеспечении, поскольку потребуется увеличение аудиторного фонда и компьютерного парка.

Таким образом, применение электронных учебно-методических комплексов вузовских дисциплин позволит готовить выпускников ВУЗов более качественно, поскольку в большой степени будут удовлетворены все участники образовательного процесса.

Библиографический список

1. Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования», апрель, 2006, г. Екатеринбург, Россия.
2. А.И.Бочкин, Н.С.Вислобокова Тест-лекция и ее дидактические возможности, «Информатика и образование», №10, 2006г.
3. Материалы III Международной научно-образовательной конференции «Современные проблемы высшего образования», сентябрь, 2006, г. Екатеринбург, Россия.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >