Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как фактор повышения качества образовательных услуг в вузеАвтор: Л.И. МироноваОдним из пунктов Болонской декларации, которую подписало наше государство, является обеспечение качества образования [1]:. В соответствии с ISO 90001-2000 в структуру понятия «Качество» входит три определяющих компонента:
— удовлетворение потребности потребителя; — удовлетворение потребности общества; — удовлетворение потребности работников. Как известно, в состав традиционного учебно-методического комплекса (УМК) входят следующие компоненты: — программа учебной дисциплины; — учебно-методические материалы (лекции, тематика практических занятий, курсовых работ, контрольных работ, выпускных квалификационных работ с методическими указаниями для их выполнения); — контролирующий блок (система тестов для проведения текущего и итогового контроля знаний студентов); — вопросы к зачету, экзамену, экзаменационные билеты; — список рекомендуемой литературы. Обозначенная структура УМК не всегда удовлетворяет участников образовательного процесса. Так, например, потребители (студенты-первокурсники) часто не успевают конспектировать материал за лектором, а студенты-старшекурсники не всегда бывают довольны качеством читаемых лекций (о чем свидетельствуют результаты периодически проводимого анкетирования студентов). В результате неудовлетворенности потребителя услуги (студента), мы получаем не качественного специалиста, который, естественно, не может удовлетворить потребности общества. Наибольшее неудовлетворение при использовании традиционных УМК испытывают работники, оказывающие образовательные услуги. Подробно на этом останавливаться не будем, лишь перечислим факторы, вызывающие их неудовлетворение: — плохая посещаемость занятий (многие из старшекурсников, чтобы заработать средства к существованию, вынуждены работать, при этом график их работы не позволяет посещать занятия в ВУЗе); — низкий уровень подготовки, полученной в средней школе (речь идет о дисциплинах естественно-научного цикла); — низкая активность на практических и лабораторных занятиях у студентов, желание тиражировать результаты, полученные кем-либо из способных студентов, без понимания полученного решения и без внесения нужных изменений в решение, это, естественно, вызывает недовольство преподавателя; — процесс чтения традиционной лекции с мелом у доски в условиях активной компьютеризации образования в настоящее время следует рассматривать как глубоко архаичный [2] , но при этом далеко не все преподаватели могут создать электронные курсы своих лекций; при решении этого вопроса необходимо выработать в рамках ВУЗа единую концепцию и технологию; — низкая оплата труда преподавателей при больших энергетических, эмоциональных и физических затратах сил. Преподаватель, чтобы обеспечить себе более или менее достойную жизнь, вынужден искать источники дополнительного заработка в других образовательных учреждениях. Причем качество работы в этих учреждениях тоже оставляет желать лучшего. Круг замыкается. Общество, естественно, не может быть удовлетворено качеством такой работы. Создание электронных учебно-методических комплексов вузовских дисциплин (ЭУМКД) способно решить значительную часть обозначенных проблем. Согласно Б.Е.Стариченко (материалы в печати) электронный учебно-методический комплекс это совокупность материалов учебного назначения в электронных форматах представления, полностью обеспечивающих все виды учебной деятельности студента по данной дисциплине (циклу дисциплин) с достаточной степенью индивидуализации. Перечислим преимущества ЭУМКД перед традиционными, «бумажными» УМК [3]: — высокая оперативность при ежегодном обновлении информации в ЭУМКД; — повышение эффективности учебного процесса при использовании ЭУМКД как при очно-заочной форме обучения, так и при дистанционном обучении; — более отлаженная организация учебного процесса в режиме ЭУМКД, когда четко сформулированы требования для обучаемых и предоставлены все необходимые для учебного процесса материалы; — применение ЭУМКД – обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе изучения дисциплины, при котором каждый студент может брать информацию в дозированном, комфортом для него режиме, зная свою четко сформулированную финальную цель. — ЭУМКД может иметь стандартную, унифицированную электронную оболочку, а внутреннее наполнение структурных блоков ЭУМКД может осуществлять специально обученный специалист, которому преподаватель передал свои материалы по УМК; — ЭУМКД удобно хранить; — очевидная экономия денежных средств при эксплуатации ЭУМКД (на бумаге и картриджах для принтеров); — в перспективе в целом по ВУЗу может быть создана единая мобильная база ЭУМК по всем дисциплинам, преподаваемым в ВУЗе, которая будет доступна и руководству ВУЗа, и непосредственно пользователям ЭУМКД. Перечислим, какие из обозначенных выше факторы неудовлетворенности участников образовательного процесса позволит снять использование ЭУМКД: — низкая посещаемость занятий не будет влиять на качество образовательной услуги, так как студент сможет изучить пропущенный материал в удобное для него время; — низкий уровень подготовки студентов, который вызывает неудовлетворение ППС, будет снят, так как непосредственного контакта со студентами в режиме лекция-монолог у преподавателя не будет; — конспектировать лекции за преподавателем будет не нужно, лекционные материалы при необходимости могут быть скопированы или распечатаны студентом; — тиражировать результаты практической или лабораторной работы, полученные добросовестным студентом, не будет иметь смысла, так как ЭУМКД имеет в запасе достаточное количество индивидуальных заданий, для выполнения которых требуется самостоятельное осмысление теории и практики; — очевидно, что скорость освоения материала у всех студентов разная, поэтому применение ЭУМКД в учебном процессе обеспечит дифференцированный подход к обучаемым и каждый студент будет осваивать дисциплину в удобном для него темпе; — создание ЭУМКД потребует от преподавателя определенных усилий, но зато в последствии его труд будет в существенно облегчен, в определенном смысле автоматизирован, и главная задача преподавателя будет состоять в текущем и итоговом контроле за усвоением материала студентами, однако и этот фронт работ в значительной степени упрощается благодаря применению ЭУМКД; — в условиях всеобщей компьютеризации современного общества широкое применение компьютеров и изучение вузовских дисциплин с помощью ЭУМКД явится хорошим мотивационным стимулом для студентов всех специальностей ВУЗа, расширит их практические навыки владения компьютером. Очевидно, что применение ЭУМКД в учебном процессе вызовет существенные изменения в его организации и материальном обеспечении, поскольку потребуется увеличение аудиторного фонда и компьютерного парка. Таким образом, применение электронных учебно-методических комплексов вузовских дисциплин позволит готовить выпускников ВУЗов более качественно, поскольку в большой степени будут удовлетворены все участники образовательного процесса. Библиографический список 1. Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования», апрель, 2006, г. Екатеринбург, Россия. 2. А.И.Бочкин, Н.С.Вислобокова Тест-лекция и ее дидактические возможности, «Информатика и образование», №10, 2006г. 3. Материалы III Международной научно-образовательной конференции «Современные проблемы высшего образования», сентябрь, 2006, г. Екатеринбург, Россия.
|