
Применение информационных технологий |
Совершенствование организационной деятельности в вузе на основе применения информационных технологий для поддержки принятия решенийАвтор: О.Н. ПоповаСовершенствование организационной деятельности в вузе основывается на теории и методах организационной деятельности в ценностно-ориентированных системах, базирующихся на информационных технологиях, как наиболее полно отвечающих природе и характеру научно-образовательного процесса. При этом преобладающим становится не процесс передачи информации и предписание поведения, а сознательный согласованный выбор способа деятельности по достижению целей. Общий принцип состоит в том, чтобы существенно облегчить решение задач человеку, вписав его деятельность в рамки тех возможностей, которые сегодня предоставляют имеющиеся в их распоряжении модели деятельности человека, его знаний, целей, потребностей и задач [1]. Расширяющееся внедрение во все сферы информационных технологий приводит к тому, что технологический подход к применению современных знаний в образовательной области, прежде всего, представляет собой наибольшую ценность как технология поддержки принятия решений на основе формальных методов. Обращение к подобным задачам вызвано прикладной проблемой необходимости повышения надежности и исключения ошибок, так как известно, что основным источником ненадежности являются люди. Формализация знаний и применение методов работы с такими знаниями (формализованные спецификации и верификация) рассматривается сейчас в качестве наиболее сильного средства для преодоления проблемы надежности и ошибок. В частности, внедрение технологии аттестации учебных планов специальностей можно рассматривать как процесс формализации единых требований к организационной деятельности на всем образовательном пространстве. Известные в настоящее время программные разработки в области организации учебного процесса выполнялись с учетом особенностей конкретного заказчика (ВУЗа), имеют достаточно высокую стоимость и требуют длительного процесса адаптации. В этой связи ВУЗы продолжают самостоятельно искать «свой путь» в решении данной проблемы. Не является исключением и ТИ МИФИ. Создание автоматизированной информационной системы (ИС) расчёта учебной нагрузки (вуза, кафедр и преподавателей) можно рассматривать как решение насущной потребности, что позволило сформировать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной деятельности в ВУЗе, обеспечить выполнение задач по планированию, анализу и своевременному представлению необходимой информации о состоянии образовательной деятельности и для принятия управленческих решений. Информационная система создана на основе Microsoft Excel. Данная разработка позволяет выполнять оперативные выборки по любому параметру (формеобучения, дисциплине, учебной группе, кафедре, преподавателю и пр.) с получением необходимых итоговых данных. Система проста, легко адаптируется. На данном этапе развития поиск подобных форм организации можно рассматривать как очередной шаг на пути совершенствования процесса управления информационным пространством и учебной деятельностью ВУЗа. Таким образом, пока еще остается актуальным решение проблемы реализации единообразных экспертно-мониторинговых процедур оценки функционирования образовательной системы, заключающихся в отслеживании и фиксации ее состояния, осуществляемых на основе систематизации и обработки данных вуза, выработки рекомендаций по корректировке развития образовательной системы. Библиографический список 1. Прангишвили И.В., Спиридонов В.Ф., Коврига С.В., Разбегин В.П. Поиск подходов к решению проблем. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». – М.: СИНТЕГ, 1999, 284 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|