Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Новые информационные технологии

Новые информационные технологии как средство осуществления диагностической деятельности педагога в процессе организации профильного обучения в условиях компетентностного подхода

Авторы: А.В. Слепухин, И.Н. Семенова

 Концепция профильного обучения [3], раскрывающая цели профильного обучения, обзор зарубежного и отечественного опыта его организации, возможные формы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для профильной школы, этапы введения профильного обучения, не содержит конкретных подходов и методов диагностики, описания инструментов, психофизиологических разработок и дидактических материалов для разделения учащихся на профили, реализации методики диагностики способностей и готовности школьников к обучению на том или ином профиле, а также готовности к дальнейшей профессиональной деятельности.

Однако в рамках реализации данной Концепции комплексная педагогическая диагностика достижений учащихся становится первостепенным инструментом научного подхода к исследованию и организации выбора школьником профиля обучения, необходимость которого определяется ответственностью школы за правильность этого выбора, а также планирование дальнейшей профессиональной деятельности обучаемого. При этом под достижениями учащегося понимается определенная совокупность взаимосвязанных элементов, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности, а также его продвижение по собственной «лестнице» успеха (в развитии познавательной сферы, личностных отношений и др.).

В добавление к сказанному укажем, что современные подходы к обучению требуют понимания значимых сегодня целей образования, которым более соответствуют понятия компетентностей и компетенций, являющиеся более широкими по сравнению с понятиями знаний, умений и навыков, так как включают «направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества» [4].

Сформулированные положения определяют одну из основных проблем реализации профильного обучения, состоящую в разработке научно-обоснованной методики комплексной диагностики компетентностей школьников – их знаниевых, деятельностных, психологических характеристик, определяющих готовность школьников к обучению на том или ином профиле и в дальнейшем готовность к профессиональной деятельности.

В рамках решения указанной проблемы в системе организации профильного обучения становятся актуальными попытки классификации компетентностей, выделения ключевых компетентностей, соотнесения компетентностей с видами деятельности, необходимыми и актуальными для обучения в конкретном профиле и в дальнейшей профессиональной деятельности (профессиональном обучении). При этом ключевые компетентности, выделенные Г. Селевко [4] (такие как математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, продуктивная, нравственная), рассматриваемые как надпредметные, можно рассматривать и как надпрофильные, так как овладение ими позволяет решать самые различные проблемы не только в профессиональной, но и социальной жизни.

Объявление:

Таким образом, компетентностный подход обуславливает необходимость организации диагностической деятельности педагога в двух направлениях:

- исследование сформированности ключевых компетентностей в системе профильного обучения на различных этапах его реализации
- исследование сформированности компетентностей, актуальных для выбора профессиональной деятельности.

Для решения задачи выделения системы уровней сформированности компетентностей учащихся при организации диагностической деятельности в каждом из указанных аспектов, примем подход Х.Ж. Ганеева [1], сформулированный для характеристики математической образованности, согласно которому автором выделяются следующие уровни:

- уровень грамотности, характеризующийся овладением элементарными средствами познавательной деятельности;
- уровень функциональной грамотности, характеризующийся овладением познавательными средствами основных видов жизнедеятельности;
- уровень компетентности, характеризующийся овладением теоретическими средствами познавательной и практической деятельности на трех подуровнях: допрофессиональном, общекультурном, методологическом.

Допрофессиональная компетентность достаточна для получения профессионального образования; общекультурная компетентность достаточна для самообразования, самостоятельного решения познавательных проблем; методологическая компетентность достаточна для решения мировоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач.

Анализ указанных уровней позволяет, на наш взгляд, провести их соотнесение одной из классификаций компетентностей, приведенных, например, в [4]. Согласно выбранной классификации можно выделить компетентности по объекту, на который направлена деятельность (человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система), или профессиональная компетентность в области групп профессий, предметная компетентность в конкретном деле (специальность), профильная компетентность.
Мера заполнения объема внешнего параллелепипеда в схеме 1 позволяет судить о готовности школьника к обучению на том или ином профиле, а в дальнейшем и его готовность к профессиональной деятельности (профессиональному обучению).

Таким образом, понятия компетентности и компетенции в системе профильного образования связаны с понятием готовности. При этом под готовностью к обучению на том или ином профиле нами понимается совокупность способностей, определенных качеств учащихся – составляющих их познавательной и учебной готовности (согласно О.Б. Епишевой [2]) (в частности, таких как представление и воображение, интерес к деятельности, умение осуществлять исследовательскую деятельность, способности к творческой деятельности, самостоятельность и т.д.), а под готовностью к профессиональной деятельности – совокупность компетентностей, значимых и актуальных для данной конкретной профессиональной деятельности.

Реализация установленных связей и переходов, выделенных в схеме 1, в условиях функционирования профильного образования определяет значимость диагностирующего этапа, предполагающего системно-комплексную диагностику готовности, достижений и компетентностей учащихся. Этот этап является одним из основных элементов дидактической системы разработки профильных и элективных курсов, так как системно-комплексная диагностика включает в себя исследование уровня академической успеваемости (уровня актуальной обученности и потенциальной обучаемости), психофизиологических качеств учащихся (уровня развития мышления, внимания, памяти, интеллектуальных, творческих и исследовательских способностей, ментальность и т.д.), их личностных характеристик (уровня сформированности мотивационной сферы, стремления к получению знаний, черт характера и т.д.).
Диагностические данные, получаемые учителем в процессе исследования деятельности учащихся на занятиях профильных и элективных курсов, также позволяют спроектировать дальнейший образовательный маршрут ученика, правильно разработать содержание профильных и элективных курсов.

Сказанное определяет значимость педагогической диагностики, широкий диапазон параметров диагностики и групп психологических характеристик личности школьников, необходимых для организации и процесса обучения, и дальнейшей профориентационной работы. Однако исследования затребованного диапазона параметров определяют следующую проблему: объем получаемой информации по указанным параметрам слишком велик для активного использования ее в полном объеме в процессе обучения. Учительскому коллективу недостаточно ни физической, ни информационной возможностей проведения педагогической диагностики достижений, компетентностей и готовности каждого ученика к профильному обучению и, в том числе, его профессиональной направленности, установления соответствия между необходимыми качествами для конкретного профиля (конкретной профессиональной деятельности) и имеющимся уровнем способностей учащегося, а также выработки рекомендации (систему мер) для дальнейшего развития учащегося, актуализации его способностей.

Поэтому сегодня единственным направлением совершенствования диагностики в системе профильного обучения, выходом из сложившегося противоречия между необходимостью комплексной диагностики выделенных параметров и невозможностью ее осуществления в рамках традиционной методики является использование новых информационных технологий (НИТ). Предоставляемые ими новые информационные, технологические, дидактические и методические возможности (индивидуализация, дифференциация обучения, усиление его исследовательской составляющей, учет индивидуальных способностей учащихся и т.д.) являются приоритетными в создаваемых методиках диагностики различных качеств свойств личности.

Проиллюстрируем возможности использования средств новых информационных технологий на различных этапах диагностической деятельности.

Цели, виды педагогической диагностики в системе профильного обучения учащихся и возможности использования средств НИТ
для ее реализации

Профильное обучение

Педагогическая диагностика

Возможности использования средств НИТ

Этап

Цель этапа

Этап, вид

Цель этапа

Предмет – составляющие компетентности

Пред-профиль-ная под-готовка

Показать учащимся веер профилей, создать условия для профессио-нальных проб учащихся, создать условия для установления адекватности (неадекватности) притязаний учащихся на конкретный профиль обучения и возможностей обучения на планируемом профиле

Поком-понентная диагности-ка

Исследование уровня знаний, умений; склонностей, интересов, способностей, качеств личности учащихся, влияющих на выбор профиля обучения

Уровень знаний, умений, накопленный опыт учебно-познавательной деятельности; склонности, интересы, способности, качества личности учащихся; мотивы выбора будущей профессии; ключевые компетентности

+

Выбор профиля дальней-шего обучения, выбор профиль-ных, электив-ных курсов

Помощь учащимся в осознании и обосновании выбора профиля обучения

Струк-турная диагнос-тика

Соотнесение выясненных качеств свойств личности с качествами, необходимыми в той или иной сфере профессио-нальной деятельности, формулировка диагностического вывода о профиле обучения, в котором конкретный ученик будет более успешен

Уровень знаний, умений, накопленный опыт учебно-познавательной деятельности; склонности, интересы, способности, качества личности учащихся

+

Профиль-ное обуче-ние, выбор профес-сионально-го обуче-ния (профес-сиональной деятель-ности)

Создание условий для развития способностей, индивидуальных качеств учащихся, необходимых для определенной сферы дальнейшей учебы или профессиональной деятельности; формирование уровня допрофес-сиональной грамотности и соответствующих профессиональных компетенций

Покомпо-нентная, структур-ная и системная диагности-ка

Отслеживание динамики развития свойств личности с качествами, необходимыми в той или иной сфере профессио-нальной деятельности, коррекция этого развития

Уровень знаний, умений, накопленный опыт учебно-познавательной деятельности, предметная информированность; психические и психологические свойства; физические качества; частные, профессиональные способности, личностные характеристики: ценностные ориентации, потребности, склонности, профессиональная направленность (отношение к профессии, к труду), мотивы выбора профессии, профессиональный интерес; компетентности, значимые для профессии

+

 

Сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что педагогическая диагностика, основанная на использовании средств НИТ, являясь сегодня необходимым педагогическим сопровождением и для учителя (с целью правильной организации процесса обучения в профильной школе), и для ученика (при выборе профиля обучения), становится обязательным компонентом образовательной программы профильной школы.

Библиографический список

1.    Ганеев, Х. Ж. Теоретические основы развивающего обучения / Х. Ж. Ганеев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 160 с.
2.    Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева – М. : Просвещение, 2003. – 223 с.
3.    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. – №27. – 2002. – С. 13–33.
4.    Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – №4. – С.138–143.
5.    Слепухин, А. В. Новые информационные технологии в педагогической диагностике /А. В. Слепухин; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 104 с.
6.    Слепухин, А. В. Комплексная педагогическая диагностика профессиональной направленности личности школьника с использованием новых информационных технологий: монография /А. В. Слепухин; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 200 с.
 


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >