Использование информационных технологий как средство управления |
Использование информационных технологий как средство управления в школе и создания единого локального образовательного пространстваАвтор: С.А. РостовцевЗадачей управления школой, на современном этапе, является создание условий для достижения целей образования, поставленных обществом. Для реализации этой задачи необходимо своевременное поступление, передача информации от объекта управления к субъекту управления для своевременного и качественного принятия управленческого решения, эффективного управления ресурсами. Однако достаточно серьёзной проблемой управления является запаздывание информации, в результате чего принимаемые управленческие решения не своевременны и как следствие малоэффективны, использование ресурсов становится менее эффективным. Одним из шагов совершенствования управления с целью повышения его эффективности может стать использование метода социального проектирования. Социальное проектирование это один из тех видов деятельности, которая имеет отношение к социальной сфере, к эффективному устранению возникающих социальных проблем. В практике социального управления уже прочно используется применение проектного метода для преодоления социальных проблем, которое постоянно показывает свою эффективность и актуальность. В современных условиях, когда в первую очередь рассматривается человек, его проблемы, нужды, потребности, создание на базе школы социальных проектов, таких как культурно-образовательный и досуговый комплекс в локальном территориально обособленном пространстве, поможет решить проблему удовлетворения социальных потребностей в обособленных локальных территориальных сообществах, обеспечение жителей таких мест всеми благами цивилизации, при чем не только за счёт ресурсов, привлекаемых извне, но и за счёт эффективного использования ресурсов самого локального социума. В социальном проектировании, локального культурно-образовательного и досугового комплекса создаваемого на базе образовательного учреждения, возможно широкое использование информационных технологий, Интернет-технологий. Каждая организация, в том числе и школа, является открытой организацией и взаимодействует с другими системами. То есть для достижения целей деятельности организации необходимо своевременная передача информации как в самой организации и о самой организации, так и о внешних организациях и во внешнюю, по отношению к данной организации среду. А также получение и передача информации о необходимых для деятельности проектируемой организации ресурсах имеющихся в самой организации, либо о возможностях привлечения ресурсов из внешних источников. Управление, в том числе управление в образовательном учреждении, направлено на стратегическое планирование деятельности школы (локального культурно-образовательного и досугового комплекса), на управление самими управляющими, на управление людьми, на управление самой деятельностью организации – образовательной и производственной, на создание и развитие системы управления организации, на управление коммуникациями (как в организации, так и во внешней, по отношению к организации, среде), на управление ресурсами. Объявление: Эффективное управление в МОУ возможно тогда, когда существует объективная картина происходящего в ней и во вне неё. Когда существует и перемещается информация о необходимых ресурсах и о источниках их получения. Для управления руководителю необходимо построить модель школы, учитывающую внешнюю и внутреннюю среду организации. Такая модель строится на основе информации (отчетов, докладов, записок, слухов и т.д.) полученной руководителем из основных ключевых точек. Для получения и передачи качественной информации необходима информационная и интеллектуальная поддержка управления. В качестве одного из элементов системы информационной и интеллектуальной поддержки управления может быть использовано применение Интернета в управленческой деятельности, подключение к которому, благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», уже стало реальностью практически каждого образовательного учреждения. Интернет в управлении может быть использован для поиска и передачи информации (в том числе информации о необходимых для деятельности организации ресурсах и о возможностях получения таких ресурсов), для передачи электронных сообщений (электронная почта) между несколькими компьютерами, в качестве так называемой «электронной доски объявлений», для формирования большого круга лиц, которые могут участвовать в опосредованном управлении образовательным учреждением (это особенно важно в условиях формирования государственно-общественного управления образовательными организациями) для достижения наилучшего функционирования и предоставления необходимых населению образовательных услуг. То есть, практически будет создано открытое локальное образовательное пространство, целью существования и самой деятельности которого будет максимально возможное удовлетворение образовательных потребностей всех жителей локального социума. Благодаря использованию системы Интернет можно постоянно информировать участников образовательного процесса о деятельности образовательного учреждения, об изменениях, происходящих в школе, и, в то же время, менять школу исходя из получаемых запросов социума. Также благодаря наличию системы обратной связи, возможно, формировать как образовательный заказ на деятельность образовательного учреждения, так и отслеживать реакцию на новации в школе. На основе полученной информации, возможно, вовремя вносить изменения либо в планы школы, либо в их реализацию. Использование системы Интернет позволит постоянно взаимодействовать с другими образовательными учреждениями с целью обмена информацией о реализуемых образовательных услугах, способах и методах взаимодействия с участниками образовательного процесса, возможностях получения и использования внутренних и внешних ресурсов; также с целью гармонизации отношений с участниками образовательного процесса и представителями локального территориального социума, возможно осуществлять связи со средствами массовой информации, продвигать образовательный продукт на рынке образовательных услуг, что в связи с планируемым подушевым финансированием образовательных учреждений, позволит расширить границы информационного пространства деятельности образовательного учреждения. Благодаря использованию системы Интернет в организации деятельности локального культурно-образовательного и досугового комплекса возможно создание такой организации, деятельность которой была бы направлена на максимальное удовлетворение социальных потребностей локального территориального социума. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|