Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Курс по методике преподавания информатики

Об учебной программе курса «методика преподавания информатики» в педагогическом университете

Авторы: Д.Н. Монахов, Н. А. Тапинская

Если рассмотреть развитие современного общества, то можно с уверенностью утверждать, что знание информационных технологий становиться важнейшей целью любого образования. Именно в совокупности с естественными и точными науками, в неразрывной связи с проблемами гуманитарной деятельности информационные технологии способны решить многие научные и технические проблемы.

В теории и методике преподавания информатики как учебной дисциплины заявлена определенная позиция. Целостно данную позицию можно представить как интеграцию следующих положений:

1.    Основополагающими условиями образовательного пространства, в котором целостно формируется будущий учитель информатики, являются объективные тенденции технологизации обработки информации и интеграции информатики с другими областями знаний.

2.    Курс методики преподавания информатики – это результат проекции современных педагогических теорий на педагогическую практику.

3.    Интеграция «информатизации» и «технологизации»: в данном процессе принципы информатизации отвечают принципам технологизации образования, а интеграция данных процессов порождает мощный инструментарий для становления собственной методической системы учителя информатики.

4.    Одним из приоритетных направлений курса теории и методики преподавания информатики является его интеграция с курсами физико-математического, гуманитарного и естественно – научного циклов. Данная интеграция обеспечит подготовку не только компетентного преподавателя, владеющего педагогическим инструментарием, но и специалиста, способного реализовать в рамках образовательного пространства школы информатизацию всего учебного процесса (история, химия, биология и другие). Таким образом, информатика перерастает рамки обычного школьного предмета, и становиться современным инструментарием в педагогическом проектировании отдельных дисциплин, позволяя эффективно использовать новые информационные технологии с максимальной эффективности.

Объявление:

5.    Программа базируется на технологических основах педагогического проектирования и реализована в виде технологии проектирования учебного процесса, технологии проектирования методической системы обучения информатике, технологии проектирования траектории профессионального становления учителя информатики, технологии проектирования собственной методической системы учителя информатики. Программа открыта для подключения в нее и других педагогических технологий проектирования.

6.    Программа курса теории и методики преподавания информатики должна основываться на динамическом развитии главного объекта изучения – информационных технологий и ориентироваться на современные достижения в этой области. При этом специфика предмета требует от будущего учителя информатики постоянного повышения своей квалификации не только в освоении новых педагогических технологий, но и в освоении новейших информационных технологий, которые в отличие от других дисциплин имеют более быструю динамики развития
7.     Структура и содержание курса строится в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования и информационного образования для средней (полной) школы, которые для будущего учителя информатики выступают как модели, мера и норма.

Приоритетной целью изучения методики преподавания информатики является подготовка будущего преподавателя информатики как целостной личности, ориентированной на формировании у учащихся предметных знаний, умений и навыков в области информационного развития общества в совокупности с формированием гражданина современного общества и основ его информационной культуры. Язык методики преподавания информатики является синтезом естественного и математического языков. Естественное развитие и изменение языка методики преподавания информатики является следствием развития современного информационного пространства. Основные принципы построения понятийной системы методики преподавания информатики: принцип аспектной чистоты, принцип предметной определенности. Основной конфликт при определении целей обучения в курсе информатики: конфликт идеологий (программистская и пользовательская направленности). Таким образом, цели обучения информатики в школе включают в себя следующие группы. Усвоение обязательного минимума содержания информационного образования, определенного программой и стандартом, понимание идей и методов познания реальной действительности; владение умением оперировать основными информационными навыками; применение теории в конкретных ситуациях; усвоение способов учебно-познавательной деятельности. Формирование интереса к информационному образованию; воспитание гражданина; формирование нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Умственное развитие; развитие информационной культуры; развитие культуры общения, творческих способностей и навыков.

Важнейшей частью профессиональной компетенции преподавателя информатики является его методическая подготовка, которая интегрируется посредством следующих компонентов:

1.    Знание основополагающих задач образования в области освоения информационных технологий в условиях: вариативность образования; его динамического развития; ориентированности на глубокий анализ основных методических концепций в области преподавания информатики; направленности на профессиональное постоянное знакомство с новейшими открытиями в области информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.

2. Знание теоретических основ курса теории и методики преподавания информатики: владение ее методами исследования; функциональное владение методикой обучения информатики; умение осуществлять методическую переработку материала и методов науки в учебный материал преподавания; владение основными умениями проектировочной деятельности (целостный процесс обучения информатике).

3. Знание путей и средств: использования средств информационных технологий для расширения мировоззрения учащихся; формирования у учащихся глубокого интереса к предмету, творческих способностей, навыков продуктивного учебного процесса, основ информационной культуры; Усвоение целостных представлений о задачах изучения информатики как предмета.
4.    Способность к анализу собственной методической компетенции, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. Владение основными категориальными понятиями в методике преподавания информатики.

Специфика методики преподавания информатики: содержание науки «Информатика», трансформирующаяся в учебный предмет знаний; ответственность методики преподавания информатики за внедрение общих теорий образования, обучения и воспитания в практику, правомерность наличия методики преподавания информатики самостоятельного концептуального аппарата и собственной теории; обогащение и развитие дидактики методикой преподавания информатики.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >