Курс по методике преподавания информатики |
Об учебной программе курса «методика преподавания информатики» в педагогическом университетеАвторы: Д.Н. Монахов, Н. А. ТапинскаяЕсли рассмотреть развитие современного общества, то можно с уверенностью утверждать, что знание информационных технологий становиться важнейшей целью любого образования. Именно в совокупности с естественными и точными науками, в неразрывной связи с проблемами гуманитарной деятельности информационные технологии способны решить многие научные и технические проблемы. В теории и методике преподавания информатики как учебной дисциплины заявлена определенная позиция. Целостно данную позицию можно представить как интеграцию следующих положений: 1. Основополагающими условиями образовательного пространства, в котором целостно формируется будущий учитель информатики, являются объективные тенденции технологизации обработки информации и интеграции информатики с другими областями знаний. 2. Курс методики преподавания информатики – это результат проекции современных педагогических теорий на педагогическую практику. 3. Интеграция «информатизации» и «технологизации»: в данном процессе принципы информатизации отвечают принципам технологизации образования, а интеграция данных процессов порождает мощный инструментарий для становления собственной методической системы учителя информатики. 4. Одним из приоритетных направлений курса теории и методики преподавания информатики является его интеграция с курсами физико-математического, гуманитарного и естественно – научного циклов. Данная интеграция обеспечит подготовку не только компетентного преподавателя, владеющего педагогическим инструментарием, но и специалиста, способного реализовать в рамках образовательного пространства школы информатизацию всего учебного процесса (история, химия, биология и другие). Таким образом, информатика перерастает рамки обычного школьного предмета, и становиться современным инструментарием в педагогическом проектировании отдельных дисциплин, позволяя эффективно использовать новые информационные технологии с максимальной эффективности. Объявление: 5. Программа базируется на технологических основах педагогического проектирования и реализована в виде технологии проектирования учебного процесса, технологии проектирования методической системы обучения информатике, технологии проектирования траектории профессионального становления учителя информатики, технологии проектирования собственной методической системы учителя информатики. Программа открыта для подключения в нее и других педагогических технологий проектирования. 6. Программа курса теории и методики преподавания информатики должна основываться на динамическом развитии главного объекта изучения – информационных технологий и ориентироваться на современные достижения в этой области. При этом специфика предмета требует от будущего учителя информатики постоянного повышения своей квалификации не только в освоении новых педагогических технологий, но и в освоении новейших информационных технологий, которые в отличие от других дисциплин имеют более быструю динамики развития Приоритетной целью изучения методики преподавания информатики является подготовка будущего преподавателя информатики как целостной личности, ориентированной на формировании у учащихся предметных знаний, умений и навыков в области информационного развития общества в совокупности с формированием гражданина современного общества и основ его информационной культуры. Язык методики преподавания информатики является синтезом естественного и математического языков. Естественное развитие и изменение языка методики преподавания информатики является следствием развития современного информационного пространства. Основные принципы построения понятийной системы методики преподавания информатики: принцип аспектной чистоты, принцип предметной определенности. Основной конфликт при определении целей обучения в курсе информатики: конфликт идеологий (программистская и пользовательская направленности). Таким образом, цели обучения информатики в школе включают в себя следующие группы. Усвоение обязательного минимума содержания информационного образования, определенного программой и стандартом, понимание идей и методов познания реальной действительности; владение умением оперировать основными информационными навыками; применение теории в конкретных ситуациях; усвоение способов учебно-познавательной деятельности. Формирование интереса к информационному образованию; воспитание гражданина; формирование нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Умственное развитие; развитие информационной культуры; развитие культуры общения, творческих способностей и навыков. Важнейшей частью профессиональной компетенции преподавателя информатики является его методическая подготовка, которая интегрируется посредством следующих компонентов: 1. Знание основополагающих задач образования в области освоения информационных технологий в условиях: вариативность образования; его динамического развития; ориентированности на глубокий анализ основных методических концепций в области преподавания информатики; направленности на профессиональное постоянное знакомство с новейшими открытиями в области информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс. 2. Знание теоретических основ курса теории и методики преподавания информатики: владение ее методами исследования; функциональное владение методикой обучения информатики; умение осуществлять методическую переработку материала и методов науки в учебный материал преподавания; владение основными умениями проектировочной деятельности (целостный процесс обучения информатике). 3. Знание путей и средств: использования средств информационных технологий для расширения мировоззрения учащихся; формирования у учащихся глубокого интереса к предмету, творческих способностей, навыков продуктивного учебного процесса, основ информационной культуры; Усвоение целостных представлений о задачах изучения информатики как предмета. Специфика методики преподавания информатики: содержание науки «Информатика», трансформирующаяся в учебный предмет знаний; ответственность методики преподавания информатики за внедрение общих теорий образования, обучения и воспитания в практику, правомерность наличия методики преподавания информатики самостоятельного концептуального аппарата и собственной теории; обогащение и развитие дидактики методикой преподавания информатики. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|