Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Курс информатики на филологическом факультете





Курс информатики на филологическом факультете

Педагогический эксперимент по внедрению учебно-методического комплекса для курса информатики на филологическом факультете.

Автор: Т.С. Новикова

В основе педагогического эксперимента был разработанный учебно-методический комплекс (УМК), в состав которого входит: программа по курсу информатики для студентов филологического факультета педагогического ВУЗа; конспекты теоретического материала; дидактический материал для проведения практических работ по курсу информатики.

Проанализировав собранный материал в ходе подготовительной работы, посетив занятия коллег и изучив существующие учебно-методические комплексы по теме исследования, можно говорить о выявленных недостатках в уровне подготовки современного учителя-филолога. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс не вырабатывает мотивацию студентов к дальнейшему использованию возможностей компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. В большинстве случаев преподаватели ВУЗов не имеют возможности реализовать интегрированный подход при изучении курса информатики, так как временные рамки дисциплины не позволяют раскрыть все возможности применения современных компьютерных средств в школе (наглядность, работа с большими объемами информации, передача и прием потоков информации и т.д.)[1].
В связи с этим можно сказать, что имеющиеся программы не соответствуют современным требованиям подготовки по информатике будущих учителей-филологов. Дипломированный специалист не имеет достаточного уровня подготовки в области применения информационно-коммуникационных средств в своей профессиональной деятельности, не может провести полноценную интеграцию своего предмета с компьютерными технологиями. Разработанный нами учебно-методический комплекс (УМК) решает большинство проблем путем внедрения в учебный процесс дополнительных разделов к курсу информатики на Филологическом факультете педагогического ВУЗа.
В стандартную программу мы внесли некоторые изменения, увеличивая профессиональную направленность курса информатики.
Проведение педагогического эксперимента позволило выделить несколько тем, наиболее удачно располагающих к повышению мотивации студентов филологического факультета и обеспечивающих повышения уровня подготовки квалифицированного специалиста в области информатики. Эти темы мы назвали так: «Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office», «Использование мультимедиа технологий в образовательных целях».
На занятиях у студентов филологического факультета большой интерес вызвала тема практической работы: «Определение частоты использования букв», которая выполнялась в ходе изучения темы «Использование мультимедиа технологий в образовательных целях». Целью работы являлось определение средствами MS Excel сколько раз та или иная буква встречаться в текстах на русском языке. Ранее при изучении офисных программ в курсе «Математики и информатика», и в частности, MS Excel, не рассматривались возможности использования интеграции компьютерных технологий и филологических дисциплин (Русского языка и литературы). Преподаватель, имея стандартную программу по дисциплине и ограниченный временными рамками, не мог раскрыть все вопросы, касающиеся применения офисных приложений в профессиональной деятельности.
Для более полной компьютеризации учебного процесса в школе нами было решено добавить в программу темы: «Технология сканирования изображения», «Технология распознавания текста и графического изображения», «Компьютерная верстка» и «Звук в компьютере». Оказалось, что 78% студентов ранее не изучали данные разделы, другие 22% - умели сканировать и распознавать текстовые документы, но не представляли на сколько широки возможности программы ABBYY FineReader.
Компьютерная верстка вначале вызвала некоторые трудности в освоении настольной издательской системы Page Maker и не понимание практической профессиональной направленности. Поэтому для увеличения мотивации студентов в изучении данной темы нами было разработано практическое творческое задание по созданию газеты под заголовком «Мир школьной литературы». В ходе работы необходимо было разработать стиль, макет, эмблему газеты, продумать и разместить материалы (публикации) на 2-х полосах. Предложенное задание вызвало достаточно большой познавательный интерес у студентов. Если в начале обзорного занятия по теме «Компьютерная верстка» только 30% учащихся хотели продолжить изучение дальше, то осознание целесообразности изучения темы в конце раздела, когда большинство справилось с итоговым заданием (Школьная газета), достигло 75%. Остальные 25% или не имели желание самостоятельно работать и подойти к выполнению задания творчески, или отсутствовали на практикуме из-за болезни.
Работая самостоятельно с программами после демонстрации основных возможностей преподавателем, студенты сталкивались с определенными стандартными ситуациями: есть творческий потенциал, но не достаточно реализованы все возможности программы; нет навыков работы с программой, но есть идея по выполнению задания; задания выполняются в рукописном варианте, так как не понимают, как реализовать в электронном варианте; есть желание хоть что-нибудь сделать, но нет общего осмысления задания[3].
Можно сделать следующий вывод по итогам исследования:
- для изучения всех возможностей изучаемых программ необходима система разработанных, специально подобранных упражнений, выполняя которые по алгоритму, студенты овладевают навыками работы с программой на уровне пользователя.
- для повышения мотивации у студентов упражнения должны содержать знакомые элементы учебной деятельности по специальности, т.е. быть интегрированными с филологическими дисциплинами.
- принцип дидактической спирали в изучении тем позволит студентам приобретать навыки постепенно; систематизация знаний даст необходимый потенциал для выполнения творческих заданий[2].
В ходе проведения эксперимента были решены поставленные задачи:
1) создана рабочая программа курса, где раскрывается содержание курса и его структура.
2) разработан дидактический материал в виде практических работ к каждому разделу курса.
3) рекомендован гносеологический (генетический) подход, при котором новое вводится поэтапно в процессе работы, т.е. словесно-практическая форма проведения занятий с демонстрацией учебного материала через проектор в виде презентационной графики[4].
Разработанный учебно-методический курс по информатике для филологического факультета ставил своей целью изучение информационно-коммуникационных средств для дальнейшего использования студентами в своей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1.Ходакова Н.П. Роль компьютеризации в учебно-педагогической деятельности образовательного учреждения. // III Международная выставка-конференция «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». Сборник тезисов. Москва, ВВЦ, 3-6 апреля 2001 – С.67-68.
2.Педагогика под редакцией В.А.Сластенина. М.: Академия, 2002, 576 с.
3. Новикова Т.С. Мультимедиа в обучении русскому языку как иностранному. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «ХХ лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы». Н.Новгород: НГПУ, 2006. С.204-208.
4. Новикова Т.С. Мультимедиа технологии будущему учителю-филологу. Вестник МГОПУ им.М.А.Шолохова. Серия «Информатика» №3(1), 2006. Орехово-Зуевская типография. С.176-183.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >