Фракталы в естественно-математическом образовании |
Тема «фракталы» в естественно-математическом образованииАвтор: К. А. ПоповОдним из краеугольных камней современного естественнонаучного педагогического образования остается вопрос: насколько глубоко необходимо давать студентам курс использования информационных компьютерных технологий (ИКТ)? Однозначного ответа на данный вопрос найти очень сложно, поскольку, с одной стороны, использование ИКТ в учебном процессе вошло в образовательный стандарт подготовки специалиста как один из разделов методики преподавания предмета. С другой стороны, эффективное использование компьютера учителем возможно лишь при наличии широкого спектра знаний и умений в областях, смежных с информатикой. Так для будущих учителей химии, географии, биологии очень ценными могут оказаться знания физики и математики. Математика предоставляет аппарат для создания моделей и численного эксперимента в соответствующей области, а физика является предметом, на базе которого большее число математических методов было опробовано и, соответственно, физика может служить определенного рода индикатором адекватности моделей и методов, привлекаемых для описания тех или иных природных явлений. Современная наука знает массу примеров заимствования оптимальных методов решения задач из других областей знания. Это можно с успехом использовать при подготовке студентов к использованию ИКТ в учебном процессе. В качестве примера приведем рассмотрение темы «Фракталы и природные объекты». Данная тема сочетает и яркость спектра природных объектов и явлений, которые можно привести в качестве примеров, и достаточную простоту математического аппарата, необходимого для понимания сути изучаемых вещей. Кроме того, требуемый для нормального обучения уровень владения компьютером может быть не слишком высоким: опытный пользователь ПК или начинающий программист. А заинтересованность студента в результате работы должна инициировать повышение информационной культуры и стремление к освоению новых методов работы с компьютером. Фракталы заинтересовали широкие слои научной общественности относительно недавно, поскольку до середины 20-го века к ним относились, как к экзотическим объектам, не имеющим никакой практической значимости. Открытие широкого доступа к ним принято связывать с выходом в свет книги Бенуа Мандельброта «Фрактальная геометрия природы» [1]. Пожалуй, основным шагом в понимании роли фракталов как самоподобных объектов в описании природы стала их очевидная схожесть с реальными объектами. Достаточно сравнить множество Жюлиа и береговую линию Норвегии, изрезанную фьордами (географический объект). Объявление: Если построить множество Жюлиа способен только начинающий программист под руководством преподавателя, то геометрический фрактал, называемый «Дерево Пифагора», может построить любой пользователь ПК, имеющий навыки работы с векторной графикой в текстовом редакторе MS Word. Для получения моделей приближающихся по виду к реальным деревьям можно воспользоваться, например, средствами редактора трехмерной графики 3d studio max фирмы Autodesk. Здесь есть возможность создания трехмерных фигур любой сложности [2]. Следует еще раз отметить, что фракталы являются универсальными объектами для использования в учебном процессе целого ряда дисциплин без потери качества обучения и с использованием ИКТ. Перечислим лишь основные направления моделирования объектов с помощью фракталов. 1. Математика: Надо сказать, что «Фракталы» – не единственная тема, которая обладает столь широким охватом областей знаний. Здесь же можно выделить возможности темы «Динамика», которая основывается на аппарате дифференциальных уравнений в математике и простирается в своих приложениях глубины и физики, и химии, биологии, экологии и других наук. 1. Mandelbrot B.B. The Fractal Geometry of Nature. – New York: Freeman. – 1982. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|