Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационная безопасность как элемент культуры

Информационная безопасность как элемент информационной культуры

Автор: Е.Б. Стариченко

Проблема защиты информации от несанкционированного доступа, изменения или повреждения исследуется человеком с древнейших времен. Были разработаны необходимые технологии, учреждены специальные службы и сформированы соответствующие подразделения. Все это отчасти остается актуальным и сегодня. Однако всеобщая компьютеризация, охватившая практически все сферы общественной деятельности, в том числе и школу, привела к тому, что: 

•    все бoльшие массивы информации хранятся на машинных носителях и обрабатываются по электронной технологии;
•    интенсивно идет процесс слияния традиционных и автоматизированных технологий обработки информации;
•    информация становится более доступной, а скорость ее распространения более высокой.

Если раньше защите подлежали преимущественно государственные и военные секреты, то сейчас, наряду с ними, защите подлежат тайны коммерческие, промышленные, банковские и некоторые другие; защищать надо авторское право и право собственности на информацию; возникает необходимость защиты конфиденциальной и персональной информации и т.п. Все это настоятельно требует существенного изменения взгляда, во-первых   на проблемы безопасности информации и качественного совершенствования способов, методов и средств ее обеспечения. Во-вторых   на вопросы информационной культуры современного человека. Компьютер сегодня становится инструментом для работы, учебы, досуга и коммуникации почти для каждого члена современного общества, причем большинство из них не имеют профессиональных знаний по вопросам защиты информации.

В полной мере это касается и пользователей информационной системы школы, которая может включать в себя следующие блоки:

•    нормативные документы в области образования и локально-правовые акты школы;
•    планы, программы, отчеты школы;
•    административная работа и управление;
•    методическая работа и организация образовательного процесса;
•    педагогические кадры;
•    учащиеся школы;
•    социально-психологическая служба;
•    библиотека.

Объявление:

Многие из перечисленных блоков содержат конфиденциальную и персональную информацию и, следовательно, требуют защиты. В этом случае компетентность в области информационной безопасности требуется от всего педагогического коллектива, поскольку перечень проблем в защите информации оказывается достаточно обширным:

•    небрежное хранение паролей доступа к системе;
•    открытие общего доступа к ресурсам компьютера, подключенного к системе;
•    доступ учащихся к непредназначенной для них информации;
•    изменение или уничтожение информации из хулиганских или иных побуждений;
•    поражение системы вредоносными программами и выход ее из строя или утрата информации.

Школа, как правило, не может позволить себе содержать специалиста по защите информации или обращаться к сторонним организациям. Поэтому часто решение проблемы защиты информационной системы целиком ложится на преподавателя информатики, не имеющего соответствующей подготовки и не владеющего необходимыми методами работы.

Естественно, в подавляющем большинстве школ нашей страны компьютеризированная информационная система отсутствует, однако и в этом случае следует помнить о необходимости организации защиты информации, поскольку во многих учебных заведения эксплуатируются компьютерные классы. Преподаватель информатики прилагает значительные усилия для разработки методики использования, как компьютеров, так и локальной сети, часто забывая о необходимости проведения элементарных профилактических мероприятий, обеспечивающих работоспособность техники. Либо перекладывает эту обязанность на лаборанта из числа студентов или бывших учащихся школы. В результате возникают проблемы, приводящие к нарушениям в работе программной составляющей или аппаратной части компьютеров:

•    школьники могут работать на рабочих станциях с правами администратора, используя эту возможность, как для шуток, так и для собственных «экспериментов»;
•    ресурсы компьютеров полностью открыты для доступа извне;
•    антивирусные средства длительное время не обновляются;
•    проверка на наличие вредоносных программ проводится крайне редко.

Описываемых проблем можно избежать, если рассматривать вопросы информационной безопасности не только при обучении соответствующих специалистов, но и включать в программы подготовки будущих учителей информатики и переподготовки кадров. В этой связи нельзя не согласиться с мнением М.С. Сидоренко о необходимости включения в перечень системообразующих компонентов понятия «информационная культура» элементов информационной безопасности, которыми, по нашему мнению, сегодня должен владеть не только специалист в области защиты информации, но и каждый, пользователь компьютера [2].

Библиографический список

1.    Вус М.А., Гусев В.С., Долгирев Д.В., Молдовян А.А. Информатика: Введение в информационную безопасность / Под общ. ред. М.А. Вуса – Спб.: «Юридический центр Пресс», 2004.
2.    Сидоренко М.С. Культура информационной безопасности как элемент информационной культуры будущего учителя информатики // Мат. II междунар. интернет-конф. «Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования»/ http://ikt.rsvpu.ru/statyi/shablon_pech.php?id=5.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >