Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Подготовка учителя к профессиональной деятельности

Подготовка учителя к осуществлению профессиональной деятельности в контексте  информатизации педагогического образования

Автор: Е.Д. Додонов

Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации, который затрагивает все социальные структуры и понимается как системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования, которая, в свою очередь, ставит новые цели и задачи, открывает новые горизонты и возможности, и в то же время предъявляет новые требования к профессиональной компетенции учителя. Поэтому уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности.

В свою очередь, вопрос о внедрении новых технологий в образовательный процесс школы неразрывно связан с проблемой подготовки педагогических кадров к осуществлению этой деятельности. Поэтому информатизация педагогического образования, по мнению ряда авторов, должна включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:

•    медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
•    компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
•    интеллектуализацию – процесс развития способностей людей к восприятию и порождению информации (знания), т.е. процесс повышения интеллектуального потенциала общества.

Таким образом, информатизация педагогического образования подразумевает не только оснащение учреждений современной компьютерной техникой и обучение персонала работе с основными программными продуктами, но и развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных структур и процессов. Информатизация педагогического образования должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности.

Объявление:

Также необходимо иметь в виду, что:

•    в качестве основополагающих принципов современной образовательной парадигмы рассматриваются идеи гуманистической педагогики и психологии, личностно-ориентированного подхода, конструктивизма. С этих позиций открываются новые подходы к обучению, воспитанию и развитию, которые предполагают активность и включенность личности в деятельность и взаимодействие;

•    смещение акцентов в деятельности учителя с трансляции знаний на управление познавательным процессом, организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, освоение новых форм и видов деятельности. Указанные положения все чаще отводят основной процесс образования от традиционной классно-урочной системы.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере педагогического образования, показывает, что в настоящее время существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональной квалификации учителя и возможностью приобретения им требуемых знаний и умений. Очевидна объективная необходимость разработки соответствующей методической системы обучения студентов педвузов, и дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений в области проектирования и применения современных образовательных и информационных технологий в педагогической деятельности, т.к. данное направление разработано недостаточно.
Решение указанных проблем и противоречий предполагает поэтапность. Поэтому в настоящий момент нами ведется разработка методической системы подготовки студентов географо-биологического факультета педвуза к управлению исследовательской деятельностью учащихся в процессе преподавания дисциплин информационно-технологического цикла.
Основной целью изучения дисциплины «ИКТ в управлении исследовательской деятельностью учащихся» является подготовка будущих учителей географии, биологии и экологии к организации учебного процесса  по предмету на основе технологии учебно-исследовательской деятельности и использованию информационно-коммуникационных технологий в управлении исследовательской деятельностью учащихся.

В процессе освоения дисциплины преподавателем решаются задачи:

ознакомить студентов с:

•    современным пониманием целей и задач деятельности учителя в контексте модернизации и информатизации образования;
•    технологией учебно-исследовательской деятельности учащихся, ее спецификой и местом в образовательном пространстве школы;
•    методикой организации исследовательской деятельности учащихся по предмету (в рамках курсов основного и дополнительного образования);
•    возможностями и направлениями использования информационно-коммуникационных технологий в исследовательской деятельности и управлении учебно-исследовательской деятельностью учащихся;
•    программно-инструментальными средствами и принципами создания электронных материалов учебного и управленческого назначения;
•    возрастными и психолого-педагогическими аспектами учебного исследования и его основных этапов, принципами и подходами к оцениванию результатов исследовательской деятельности учащихся.
сформировать умения:
•    проектирования и использования в своей профессиональной деятельности технологии учебно-исследовательской деятельности учащихся, включая многообразие форм, методов и инструментальных средств ИКТ;
•    использования программных средств и устройств ввода/вывода информации при подготовке электронных документов различного назначения,
•    использования сети Internet и соответствующего программного обеспечения в организации учебного взаимодействия, исследовательской деятельности, поиске информационных источников;
•    оценивания результатов исследовательской учащихся с использованием различных форм и методов педагогической диагностики.

Обучение студентов в рамках настоящего курса строится на основе преемственности содержания предметов «информатика», «новые информационные технологии в образовании», «теория и методика обучения и воспитания (предмету)» и предполагает знание обучающимися основ вышеперечисленных  дисциплин.

Специфика содержания программы заключается в освоении студентами следующих тематических модулей: основные понятия и сущность исследовательской деятельности, исследовательская деятельности учащихся как образовательная технология, проектирование и управление исследовательской деятельностью, ИКТ в организации и управлении учебным исследованием. Отдельные компоненты указанных тематических модулей входят в состав разных дидактических единиц учебной программы, чем обеспечивается концентрический подход и комплексное восприятие обучающимися содержания дисциплины.

В рамках курса предполагается не только усвоение теоретического блока, но и овладение практическими умениями. В результате выполнения лабораторно-практического компонента дисциплины обучающиеся создают комплекс электронных документов и методических материалов, которые затем смогут использовать в своей профессиональной деятельности. По итогам обучения слушателями разрабатывается и защищается индивидуальный педагогический проект.

В дополнение к вышесказанному необходимо также добавить, что программа курса (с небольшими модификациями) рассчитана на различные целевые аудитории: студенты очного и заочного отделений, магистры по направлениям естественнонаучного образования, слушатели курсов повышения квалификации, педагогические коллективы школ и т.д.

Готовность учителя по результатам обучения представляет собой интегративное личностное образование, проявляющееся на личностном и деятельностном уровнях и обеспечивающее эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности. Структура готовности включает в себя следующие компоненты:

•    мотивационно-целевой (я хочу) – побуждение и мотивация учителя к использованию в своей деятельности исследовательских технологий;
•    содержательный (я знаю) – знакомство учителя  с педагогическими, психологическими и теоретико-методологическими основами исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии;
•    операционально-деятельностный (я умею) – практические умения и навыки проектирования, организации и управления исследовательской деятельностью учащихся с применением НИТ;
•    рефлексивный (я понимаю) – понимание сущности и смысла этой технологии в школьном образовании, ее значения в развитии личности.

Диагностика уровня обученности осуществляется разными методами. Усвоение теоретического блока проверяется с помощью компьютерного тестирования по содержанию основных дидактических единиц учебной программы. Сформированность основных умений оценивается в ходе самостоятельной работы студентов по подготовке и защите индивидуального педагогического проекта. Диагностика мотивационно-целевой и рефлексивной составляющих осуществляется с помощью специально разработанных анкет и опросников.
В настоящее время разработчиками готовится информационно-методическое обеспечение дисциплины на электронных носителях, разрабатывается электронный учебный курс, методические рекомендации и диагностические материалы. Курс апробируется как в рамках занятий по курсам «НИТ в образовании», «ИКТ в образовании и науке», «ИКТ в естественнонаучном образовании», так и в виде отдельного спецкурса со студентами и магистрами географо-биологического факультета УрГПУ.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >