Подготовка учителя к профессиональной деятельности |
Подготовка учителя к осуществлению профессиональной деятельности в контексте информатизации педагогического образованияАвтор: Е.Д. ДодоновСовременный этап развития общества характеризует процесс информатизации, который затрагивает все социальные структуры и понимается как системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе дальнейшего продолжения прогресса цивилизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования, которая, в свою очередь, ставит новые цели и задачи, открывает новые горизонты и возможности, и в то же время предъявляет новые требования к профессиональной компетенции учителя. Поэтому уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности. В свою очередь, вопрос о внедрении новых технологий в образовательный процесс школы неразрывно связан с проблемой подготовки педагогических кадров к осуществлению этой деятельности. Поэтому информатизация педагогического образования, по мнению ряда авторов, должна включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса: • медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; Таким образом, информатизация педагогического образования подразумевает не только оснащение учреждений современной компьютерной техникой и обучение персонала работе с основными программными продуктами, но и развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных структур и процессов. Информатизация педагогического образования должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности. Объявление: Также необходимо иметь в виду, что: • в качестве основополагающих принципов современной образовательной парадигмы рассматриваются идеи гуманистической педагогики и психологии, личностно-ориентированного подхода, конструктивизма. С этих позиций открываются новые подходы к обучению, воспитанию и развитию, которые предполагают активность и включенность личности в деятельность и взаимодействие; • смещение акцентов в деятельности учителя с трансляции знаний на управление познавательным процессом, организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, освоение новых форм и видов деятельности. Указанные положения все чаще отводят основной процесс образования от традиционной классно-урочной системы. Анализ ситуации, сложившейся в сфере педагогического образования, показывает, что в настоящее время существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональной квалификации учителя и возможностью приобретения им требуемых знаний и умений. Очевидна объективная необходимость разработки соответствующей методической системы обучения студентов педвузов, и дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений в области проектирования и применения современных образовательных и информационных технологий в педагогической деятельности, т.к. данное направление разработано недостаточно. В процессе освоения дисциплины преподавателем решаются задачи: ознакомить студентов с: • современным пониманием целей и задач деятельности учителя в контексте модернизации и информатизации образования; Обучение студентов в рамках настоящего курса строится на основе преемственности содержания предметов «информатика», «новые информационные технологии в образовании», «теория и методика обучения и воспитания (предмету)» и предполагает знание обучающимися основ вышеперечисленных дисциплин. Специфика содержания программы заключается в освоении студентами следующих тематических модулей: основные понятия и сущность исследовательской деятельности, исследовательская деятельности учащихся как образовательная технология, проектирование и управление исследовательской деятельностью, ИКТ в организации и управлении учебным исследованием. Отдельные компоненты указанных тематических модулей входят в состав разных дидактических единиц учебной программы, чем обеспечивается концентрический подход и комплексное восприятие обучающимися содержания дисциплины. В рамках курса предполагается не только усвоение теоретического блока, но и овладение практическими умениями. В результате выполнения лабораторно-практического компонента дисциплины обучающиеся создают комплекс электронных документов и методических материалов, которые затем смогут использовать в своей профессиональной деятельности. По итогам обучения слушателями разрабатывается и защищается индивидуальный педагогический проект. В дополнение к вышесказанному необходимо также добавить, что программа курса (с небольшими модификациями) рассчитана на различные целевые аудитории: студенты очного и заочного отделений, магистры по направлениям естественнонаучного образования, слушатели курсов повышения квалификации, педагогические коллективы школ и т.д. Готовность учителя по результатам обучения представляет собой интегративное личностное образование, проявляющееся на личностном и деятельностном уровнях и обеспечивающее эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности. Структура готовности включает в себя следующие компоненты: • мотивационно-целевой (я хочу) – побуждение и мотивация учителя к использованию в своей деятельности исследовательских технологий; Диагностика уровня обученности осуществляется разными методами. Усвоение теоретического блока проверяется с помощью компьютерного тестирования по содержанию основных дидактических единиц учебной программы. Сформированность основных умений оценивается в ходе самостоятельной работы студентов по подготовке и защите индивидуального педагогического проекта. Диагностика мотивационно-целевой и рефлексивной составляющих осуществляется с помощью специально разработанных анкет и опросников. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|