Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информатизация педагогического математического образования

Вопросы информатизации педагогического математического образования

Авторы: Л.В. Махрова, Р.П. Явич

Современные процессы информатизации и математизации науки, образования, технологий, экономики и ряда других областей человеческой деятельности требуют подготовки профессионально-компетентных педагогических кадров в области математики. Школьный учитель математики формирует представление о математике как о глубоко абстрактной теории и основе для решения обширного круга прикладных задач. При этом большинство школьных учителей математики не только не используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе для раскрытия потенциала учебной дисциплины, но зачастую и не знают об этих возможностях. Таким образом, возникает необходимость формирования компетенции учителей математики в вопросах применения предметно-ориентированных средств ИКТ в учебном процессе.

Система подготовки учителей математики традиционно не предусматривает изучение математических дисциплин с использованием ИКТ. Обучение строится по классической схеме: аудиторная лекция (монолог лектора); практическое занятие по решению абстрактных задач; экзамен. Использование ИКТ в учебном процессе предусматривается только при изучении специальных курсов: «Информатика», «Новые информационные технологии в образовании», «Информационные технологии в математике». Следует отметить, что объем учебного времени, отводимый ГОС ВПО для освоения данных дисциплин, недостаточен для формирования системы знаний и умений по использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Возможно формирование теоретических знаний и ряда общих умений, которых явно недостаточно для освоения данного материала на компетентностном уровне.

Представляется целесообразным выявление содержательных основ формирования информационно-технологической компетентности начать с анализа возможных направлений использования средств ИКТ в деятельности учителя и учащегося в процессе обучения математике.

Объявление:

Применение ИКТ
на уровне преподавателя

Применение ИКТ
на уровне студента

Повышение наглядности учебного процесса (средства графики, локализация решений, 3D-графика, анимация)

Подготовка докладов, рефератов

Моделирование изучаемых процессов и явлений

Автоматизация вычислительной и информационно-поисковой деятельности

Управление учебной деятельностью (на бумажных и электронных носителях, в том числе через компьютерную сеть)

-        документооборот;

-        работа в on-line режиме (чат, телеконференция, ICQ);

-        работа в off-line режиме (электронная почта, форум).

Обеспечение обратной связи в процессе обучения

Подготовка электронных отчетов (работа с электронными конспектами)

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения (подготовка специализированных математических текстов)

Решение исследовательских задач по предложенным протоколам

Автоматизация педагогической диагностики, мониторинг (обработка результатов текущей успеваемости, прогнозирование, обобщение, выявление тенденций успеваемости)

 

 

Выделенные курсивом направления использования ИКТ при изучении математики в наибольшей степени отражают ее специфику как теоретической и практической научной дисциплины. Построение учебного процесса на основе активного и последовательного применения средств ИКТ в соответствии с обозначенными направлениями смещает содержательные акценты курса математики с проведения достаточно абстрактных доказательств и решений учебных (оторванных от практики) задач на построение математических моделей процессов или явлений и проведение исследований на их основе. Произвести построение моделей и осуществить исследование на их основе без современных компьютерных средств, безусловно, не представляется возможным. С другой стороны, использование специализированных математических пакетов даже на уровне пользователя предоставляет ученику и учителю производить корректную визуализацию математических объектов (построение геометрических тел и поверхностей, графиков), решение как отдельных уравнений и неравенств, так и их систем, решать задачи математического анализа и другие задачи высшей математики.

Сложившие традиции преподавания классических математических дисциплин не позволяют в значительной степени изменить методику их изучения, однако в программе подготовки учителей математики существуют курсы позволяющие реализовывать обучение с использование ИКТ. К таковым можно отнести: «Методику преподавания математики» (согласно ГОУ ВПО 2005 г. в рамках этой дисциплины, как самостоятельный раздел выделено направление «Использование современных ИКТ в учебном процессе»), «Спецкурсы по выбору», «Теория вероятности», «Численные методы» и ряд других курсов. Отдельно следует выделить педагогическую практику, как специфическую форму учебной деятельности, позволяющую применить и опробовать полученные теоретические знания в реальном учебном процессе школы.

Таким образом, в процессе подготовки учителей математики существует достаточное количество курсов, позволяющих в полной мере обеспечить формирование их информационно-технологической компетентности; вопрос состоит в правильной организации такой подготовки как в плане расстановки содержательных акцентов, так и для обеспечения преемственности между различными дисциплинами и этапами обучения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >