Информатизация педагогического математического образования |
Вопросы информатизации педагогического математического образованияАвторы: Л.В. Махрова, Р.П. ЯвичСовременные процессы информатизации и математизации науки, образования, технологий, экономики и ряда других областей человеческой деятельности требуют подготовки профессионально-компетентных педагогических кадров в области математики. Школьный учитель математики формирует представление о математике как о глубоко абстрактной теории и основе для решения обширного круга прикладных задач. При этом большинство школьных учителей математики не только не используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе для раскрытия потенциала учебной дисциплины, но зачастую и не знают об этих возможностях. Таким образом, возникает необходимость формирования компетенции учителей математики в вопросах применения предметно-ориентированных средств ИКТ в учебном процессе. Система подготовки учителей математики традиционно не предусматривает изучение математических дисциплин с использованием ИКТ. Обучение строится по классической схеме: аудиторная лекция (монолог лектора); практическое занятие по решению абстрактных задач; экзамен. Использование ИКТ в учебном процессе предусматривается только при изучении специальных курсов: «Информатика», «Новые информационные технологии в образовании», «Информационные технологии в математике». Следует отметить, что объем учебного времени, отводимый ГОС ВПО для освоения данных дисциплин, недостаточен для формирования системы знаний и умений по использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Возможно формирование теоретических знаний и ряда общих умений, которых явно недостаточно для освоения данного материала на компетентностном уровне. Представляется целесообразным выявление содержательных основ формирования информационно-технологической компетентности начать с анализа возможных направлений использования средств ИКТ в деятельности учителя и учащегося в процессе обучения математике.
Объявление:
Выделенные курсивом направления использования ИКТ при изучении математики в наибольшей степени отражают ее специфику как теоретической и практической научной дисциплины. Построение учебного процесса на основе активного и последовательного применения средств ИКТ в соответствии с обозначенными направлениями смещает содержательные акценты курса математики с проведения достаточно абстрактных доказательств и решений учебных (оторванных от практики) задач на построение математических моделей процессов или явлений и проведение исследований на их основе. Произвести построение моделей и осуществить исследование на их основе без современных компьютерных средств, безусловно, не представляется возможным. С другой стороны, использование специализированных математических пакетов даже на уровне пользователя предоставляет ученику и учителю производить корректную визуализацию математических объектов (построение геометрических тел и поверхностей, графиков), решение как отдельных уравнений и неравенств, так и их систем, решать задачи математического анализа и другие задачи высшей математики. Сложившие традиции преподавания классических математических дисциплин не позволяют в значительной степени изменить методику их изучения, однако в программе подготовки учителей математики существуют курсы позволяющие реализовывать обучение с использование ИКТ. К таковым можно отнести: «Методику преподавания математики» (согласно ГОУ ВПО 2005 г. в рамках этой дисциплины, как самостоятельный раздел выделено направление «Использование современных ИКТ в учебном процессе»), «Спецкурсы по выбору», «Теория вероятности», «Численные методы» и ряд других курсов. Отдельно следует выделить педагогическую практику, как специфическую форму учебной деятельности, позволяющую применить и опробовать полученные теоретические знания в реальном учебном процессе школы. Таким образом, в процессе подготовки учителей математики существует достаточное количество курсов, позволяющих в полной мере обеспечить формирование их информационно-технологической компетентности; вопрос состоит в правильной организации такой подготовки как в плане расстановки содержательных акцентов, так и для обеспечения преемственности между различными дисциплинами и этапами обучения. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|