Компьютерная диагностика маршрутов обучения по физике |
Использование компьютерной комплексной педагогической диагностики для создания индивидуальных маршрутов обучения по физикеАвтор: Л.А. ОсадчаяВ исследованиях, посвященных различным концепциям индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, личностно-ориентированное образование), особое значение придается проведению педагогической диагностики. Комплексная педагогическая диагностика является основой для создания индивидуальных маршрутов обучения, которые разрабатываются с учетом образовательных потребностей школьников и их индивидуальных особенностей, а также возможностей обучающей среды, в которой находится субъект обучения. Проведение комплексной педагогической диагностики целесообразно осуществлять с помощью компьютера. Нами разработана компьютерная программа, которая позволяет осуществить комплексную педагогическую диагностику. Опишем работу программы. Сначала учащемуся предлагается выбрать уровень подготовки по физике: уровень государственного образовательного стандарта, общеобразовательный уровень подготовки, углубленный уровень подготовки. В соответствии с выбранным уровнем учащемуся предлагается соответственные этому уровню тестовые задания, и на основании выполненного теста определяется уровень подготовки школьника по физике. Следующим этапом в диагностике является определение преобладающего канала восприятия обучающегося (аудиальный, визуальный, кинестетический). Объявление: Далее учащемуся предлагается перечень вопросов для определения уровня сформированности учебно-познавательных умений. Данные умения оцениваются с помощью листов самодиагностики. Это позволяет оценить различные виды учебно-познавательных умений: умения работать с литературой, измерительные умения, умения наблюдать, экспериментальные умения, практические умения, организационные умения, умения самоконтроля, оценочные умения. Приведем примеры высказываний для оценки уровня экспериментальных умений: • Я могу определить, какие приборы и материалы мне необходимы для выполнения опыта. Всего предлагается 57 высказываний, определяется суммарная (общая) характеристика достижений школьника в исследуемой области умений. Утвердительный ответ в колонке в равен 0,5 баллов, в колонке 3 – 1 балл, отсутствие ответа – 0. Результат оценивается следующим образом: 17-29 – средний уровень сформированности учебно-познавательных умений; 30 - 47 - достаточный уровень; более 48 - высокий уровень. После определения уровня сформированности учебно-познавательных умений, программа предлагает ученику перечень вопросов для определения уровня сформированности учебной мотивации. Например 1. Я считаю, что изучение физики важно для получения профессии. Всего предлагается 32 вопроса. Подсчет суммы положительных ответов позволяет оценить уровень учебной мотивации: выше 25 балов – высокий; 15-25 баллов – средний, ниже 15 баллов – низкий. Последним этапом в проведении комплексной педагогической диагностики является изучение обучающей среды. Это, в первую очередь, технические средства обучения (компьютер, доступ в Интернет, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, аудиомагнитофон), наличие обучающих программ по физике. После ответов на все предложенные вопросы компьютер представляет результаты комплексной педагогической диагностики для каждого ученика: 1. Уровень образовательных потребностей: уровень государственного образовательного стандарта, общеобразовательный уровень, углубленный уровень изучения физики. Данные, полученные для каждого учащегося, являются основой создания для индивидуального маршрута обучения. Следующим этапом работы программы является разработка основных элементов индивидуального маршрута обучения: 1. Цель создания ИМО. 2. Дидактические средства понимаются нами как средства для достижения целей образования, которые определяются для учащегося в зависимости от уровня образовательных потребностей и возможностей обучающей среды. Для этого используется перечень учебников и учебных пособий для разных категорий учащихся, а также обучающие программы по физике, учебные кинофильмы, компьютерные материалы для самостоятельного моделирования физического эксперимента, аудиозапись для самостоятельного выполнения УФЭ, список адресов сети Интернет, где можно ознакомиться с нужным разделом физики. 3. В соответствии с уровнем образовательных потребностей школьников определяется содержание образования. 4. Виды учебно-познавательной деятельности определяются в зависимости от модальности учащегося, возможностей обучающей среды. 5. В формах отчетности отражаются созданные учеником образовательные продукты: теоретические, практические и экспериментальные задания. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|