Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Компьютерная диагностика маршрутов обучения по физике





Компьютерная диагностика маршрутов обучения по физике

Использование компьютерной комплексной педагогической диагностики для создания индивидуальных маршрутов обучения по физике

Автор: Л.А. Осадчая

В исследованиях, посвященных различным концепциям индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, личностно-ориентированное образование), особое значение придается проведению педагогической диагностики. Комплексная педагогическая диагностика является основой для создания индивидуальных маршрутов обучения, которые разрабатываются с учетом образовательных потребностей школьников и их индивидуальных особенностей, а также возможностей обучающей среды, в которой находится субъект обучения.

Проведение комплексной педагогической диагностики целесообразно осуществлять с помощью компьютера. Нами разработана компьютерная программа, которая позволяет осуществить комплексную педагогическую диагностику. Опишем работу программы.

Сначала учащемуся предлагается выбрать уровень подготовки по физике: уровень государственного образовательного стандарта, общеобразовательный уровень подготовки, углубленный уровень подготовки.

В соответствии с выбранным уровнем учащемуся предлагается соответственные этому уровню тестовые задания, и на основании выполненного теста определяется уровень подготовки школьника по физике.

Следующим этапом в диагностике является определение преобладающего канала восприятия обучающегося (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Объявление:

Далее учащемуся предлагается перечень вопросов для определения уровня сформированности учебно-познавательных умений. Данные умения оцениваются с помощью листов самодиагностики. Это позволяет оценить различные виды учебно-познавательных умений: умения работать с литературой, измерительные умения, умения наблюдать, экспериментальные умения, практические умения, организационные умения, умения самоконтроля, оценочные умения.

Приведем примеры высказываний для оценки уровня экспериментальных умений:

•    Я могу определить, какие приборы и материалы мне необходимы для выполнения опыта.
•    Я могу провести эксперимент в соответствии с планом опыта, кодируя результаты наблюдений и измерений.
•    Я могу осуществить анализ полученных данных, произвести необходимые вычисления.

Всего предлагается 57 высказываний, определяется суммарная (общая) характеристика достижений школьника в исследуемой области умений. Утвердительный ответ в колонке в равен 0,5 баллов, в колонке 3 – 1 балл, отсутствие ответа – 0. Результат оценивается следующим образом: 17-29 – средний уровень сформированности учебно-познавательных умений; 30 - 47 - достаточный уровень; более 48 - высокий уровень.

После определения уровня сформированности учебно-познавательных умений, программа предлагает ученику перечень вопросов для определения уровня сформированности учебной мотивации. Например

1.    Я считаю, что изучение физики важно для получения профессии.
2.    Вы учитесь потому, что Вам интересно это делать?
3.    Когда Вы что-то не понимаете, Вы задаете вопросы?
4.    Часто ли при изучении нового материала Вы обращаетесь к другим источникам (книгам, справочникам).
5.    Вы любите решать сложные задачи?
6.    Вам физика нравится больше других предметов?
7.    Вы стремитесь делать все возможное для преодоления затруднений в учебе?
8.    Вам нравится находить ответы на разные вопросы?
9.    Когда Вы затрудняетесь решить задачу, Вы пробуете разные способы решения, чтобы добиться успеха?

Всего предлагается 32 вопроса. Подсчет суммы положительных ответов позволяет оценить уровень учебной мотивации: выше 25 балов – высокий; 15-25 баллов – средний, ниже 15 баллов – низкий.

Последним этапом в проведении комплексной педагогической диагностики является изучение обучающей среды. Это, в первую очередь, технические средства обучения (компьютер, доступ в Интернет, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, аудиомагнитофон), наличие обучающих программ по физике.

После ответов на все предложенные вопросы компьютер представляет результаты комплексной педагогической диагностики для каждого ученика:

1.    Уровень образовательных потребностей: уровень государственного образовательного стандарта, общеобразовательный уровень, углубленный уровень изучения физики.
2.    Уровень физического образования: низкий, средний, высокий.
3.    Уровень мотивации учебной деятельности: низкий, средний, высокий.
4.    Модальность учащегося: аудиал, визуал, кинестетик.
5.    Уровень сформированности учебно-познавательных умений: средний, достаточный, высокий.
6.    Технические средства обучения.

Данные, полученные для каждого учащегося, являются основой создания для индивидуального маршрута обучения.

Следующим этапом работы программы является разработка основных элементов индивидуального маршрута обучения:

1.    Цель создания ИМО.

2.    Дидактические средства понимаются нами как средства для достижения целей образования, которые определяются для учащегося в зависимости от уровня образовательных потребностей и возможностей обучающей среды. Для этого используется перечень учебников и учебных пособий для разных категорий учащихся, а также обучающие программы по физике, учебные кинофильмы, компьютерные материалы для самостоятельного моделирования физического эксперимента, аудиозапись для самостоятельного выполнения УФЭ, список адресов сети Интернет, где можно ознакомиться с нужным разделом физики.

3.    В соответствии с уровнем образовательных потребностей школьников определяется содержание образования.

4.    Виды учебно-познавательной деятельности определяются в зависимости от модальности учащегося, возможностей обучающей среды.
Например, для кинестетика наиболее эффективная деятельность связана с экспериментальными заданиями, для аудиала – с логическими заданиями, для визуала – с графическими заданиями. Однако для всесторонней образовательной подготовки учащегося необходимо задействовать разнообразные источники информации и способы работы ученика с этими источниками.

5.    В формах отчетности отражаются созданные учеником образовательные продукты: теоретические, практические и экспериментальные задания.
Таким образом, использование данной программы позволяет реализовать следующие возможности диагностики: индивидуализированный характер, массовость и регулярность, объективность и гибкость оценки, формирование баз данных о результатах проведенной диагностики для каждого ученика.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >