Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Создание сетевого образовательного ресурса





Создание сетевого образовательного ресурса

Некоторые аспекты создания сетевого образовательного ресурса

Автор: И.В.Рожина, А.А. Рожин

Процессы международной интеграции в сфере образования вызвали интерес к развитию дистанционного образования (ДО). Мировая тенденция перехода к дистанционной форме образования в последние десятилетия прослеживается как в росте числа образовательных учреждений, ведущих подготовку по новым технологиям, так и в росте численности обучающихся, причем численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее.

Эффективность обучения в системе дистанционного образования, зависит от трех основных составляющих:

•    используемых форм взаимодействия субъектов учебного процесса;
•    используемых в учебном процессе педагогических технологий;
•    используемых в учебном процессе методических материалов.

Роль преподавателя в процессе обучения в системе ДО существенно отличатся от роли преподавателя образовательных учреждений с традиционными методиками обучения, что обусловлено в спецификой форм взаимодействия куроторов курсов со слушателями, их краткостью и интенсивностью, отложенностью системы контроля. В задачи куратора входит организация эффективного изучения курса, проведение групповых семинаров и индивидуальных консультаций учащихся, проверка и комментирование письменных заданий. Кураторство должно основываться на глубоком психологическом знании каждого ребенка, его мотивации и интересов. Несомненно, для успешной работы системы ДО, должна быть выработана специальная методика подготовки кураторов курсов.

В ситуации обучения школьников в системе ДО, когда учебная деятельность не сформирована или сформирована частично, одна из многих задач дистанционного обучения – помочь ее сформировать. Кроме того, необходимо внесение деятельностного элемента в обучение, работа на обратную связь.

Объявление:

Для системы ДО одной из важных проблем встает проблема образовательного ресурса. Рассмотрим опыт создания сетевого образовательного ресурса.

В рамках проекта «Внедрение информационных технологий в общее образование через развитие условий доступности информационных образовательных ресурсов», разрабатываемым совместно УрГПУ и Чкаловским отделом образования г. Екатеринбурга создается система ДО по основным школьным дисциплинам 10-11 класса.

Для создания образовательного портала нами используется система дистанционного обучения и управления учебным процессом NauLearning 3.0.2. Это система, предназначенная для разработки учебных курсов, проведения дистанционного обучения, управления учебным процессом и составления отчетности, а также она может использоваться в качестве среды обучения.

Система NauLearning позволяет: разрабатывать электронные учебные материалы; создавать web-портал дистанционного обучения; управлять учебными группами; формировать учебный план; фиксировать статистику посещений; тестировать слушателей; назначать задания; проводить опросы участников; консультировать преподавателей; выводить подборки полезных ссылок; обмениваться файлами и сообщениями.

NauLearning является web-ориентированной системой, поэтому работа с системой осуществляется через Интернет-браузер, что облегчает доступ пользователя к системе.
Основным объектом в системе ДО является учебный курс, который может включать в себя такие объекты как глава, урок, кадр, экзамен, практическая работа. Количество глав в каждом курсе, количество уроков в каждой главе, а также количество кадров в уроке определяется разработчиками курса.

Учебный курс характеризуется названием и целями (навыками и умениями, которые слушатель приобретет в процессе обучения); описанием круга потенциальных слушателей, которым может быть полезен и интересен материал учебного курса; требованиями к подготовке слушателей; сложностью и длительностью.

Для каждого курса, по желанию авторов-разработчиков, можно подключить дополнительные возможности: создание новостей и публикации их на главной странице курса; поддержку форума слушателей курса, в котором обсуждаются проблемы, возникающие в ходе прохождения курса, и проходят консультации; возможность календарного планирования учебных мероприятий для каждого слушателя; поиск необходимой информации по всем материалам курса; создание интерактивных элементов типа «Голосование»; выдачи персональных учебных заданий слушателям курса, рассчитанных на определенный период времени и предполагающих получение отчета от слушателей и контроль выполнения заданий кураторами курсов.
Курс состоит из глав, которые обязательно должны иметь название и могут включать уроки, экзамены, практические работы и краткое описание материала, изложенного в данной главе. Описательный кадр поможет учащимся определить основные моменты, на которые надо обратить внимание, структуру излагаемого материала, а также установить мотивы и дать импульс к учебной деятельности. Содержание курсов которые разрабатываются в проекте соответствует государственным образовательным стандартам среднего образования РФ.

Кадр это минимальная составляющая курса, которая содержит обучающий материал (текст, изображения, анимационные flash-фильмы). Причем текстовая информация не должна занимать больше 30% всего объема. Это максимум, остальное не воспринимается. Традиционно же работа преподавателя школы на 90% это работа вербальная. Поэтому у авторов курсов, а в нашем проекте это учителя-предметники, возникают трудности.

Группы кадров, объединенные одной тематикой, содержатся в уроке и являются неким законченным логическим фрагментом курса. Как и другие объекты, каждый урок и кадр имеет свой заголовок, который отображается на экране компьютера во время изучения слушателями материалов учебных курсов. В любой момент времени, при работе с курсом, учащийся видит на экране название урока и заголовок кадра. Эти заголовки должны содержать ключевой вопрос, делающий урок актуальным, чтобы цель урока не была целью учителя, а стала целью ребенка, чтобы ученик начал учиться не репродуктивно, а у него появилоь желание изучать этот материал. Такие ключевые вопросы и ищут авторы курсов по алгебре, литературе, истории, географии и др. предметам, которые разрабатываются в проекте.

Следующим объектом главы является практическая работа, посредством которой автоматизируется проведение практических фрагментов урока и организуется контроль за выполнением работы учащихся. Практическая работа состоит из кадров и упражнений. Кадр может включать текст задания с таблицами, рисунками, порядком выполнения работы и с требованиями к составлению отчета по проделанной учащимися работе. Упражнение содержит обязательные поля: текст задания, порядок выполнения задания и контроль правильности. Для осуществления контроля за выполнением практической работы слушателей в системе ДО предусмотрена возможность создания учащимися отчетов и отправка их куратору курса. В поле отчета вводится текст, и прикрепляются необходимые файлы (рисунки, расчетные таблицы, графики и др.). Так, в качестве упражнения по алгебре можно рассмотреть пример решения конкретной задачи. В поле задания вписывается условие задачи. В поле порядка выполнения – алгоритм решения, а в область контроля правильности выполнения задания записывается развернутое или, наоборот, краткое решение задачи в зависимости от тех целей, на достижение которых направлено это упражнение. Если в главе предусмотрено создание отчета, то автор курса должен очень четко прописать требования к отчету (структуру, объем, таблицы, для заполения, организационную диаграмму для вставки текста и т.п.). Особо надо отметить, что сложно создавать отчеты по алгебре и геометрии, а также по химии, где от слушателей потребуются дополнительные навыки написания формул и создания чертежей.

Остановимся на возможностях системы ДО NauLearning для проверки понимания и степени усвоения учебного материала. Проверка знаний и навыков, приобретаемых слушателями в процессе обучения, осуществляется посредством экзаменационных вопросов в соответствии с требуемыми компетенциями, которые представляют форму тестового контроля.
Система тестирования выполняет следующие функции:

•    входной контроль (определение исходного уровня подготовки учащихся),
•    самоконтроль,
•    промежуточное тестирование (проверка усвоения раздела курса и готовности к изучению следующего раздела),
•    итоговый контроль.

В процессе разработки курса рекомендуется указывать список компетенций, которые слушатель приобретет после успешного изучения всех элементов учебного плана курса. Существуют компетенции двух видов: компетенция – знание и компетенция – навык. Список компетенции создается автором курса. С каждой компетенцией может быть связано некоторое количество вопросов, которые контролируют наличие у школьников данной компетенции.

Вопросы создаются автором курса внутри учебных объектов (курса, главы, урока). В дальнейшем из этих вопросов формируются экзамены. Для каждого вопроса назначается компетенция, которую создаваемый вопрос будет тестировать. Вопросы в системе могут быть четырех типов: открытая форма, тест на порядок, одиночный выбор, множественная выборка. Но и эти формы вопросов позволяют авторам курсов создавать тестовые задания, требующие от учащихся анализа, обобщения, сопоставления и пр. умственных действий высокого уровня.
Тестовые задания открытой формы не имеют вариантов ответа. Для выполнения таких заданий необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения. Причем, задание открытого типа может быть представлено в виде таблицы.

Тестовые задания закрытой формы предполагают наличие вариантов ответа. Можно сконструировать следующие виды заданий: с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, последовательность, соответствие, количественное, логическое и иерархическое сравнение.

Для проведения тестирования слушателей на понимание материла, изложенного в учебном курсе, в системе ДО существует объект экзамен. Для создания этого объекта формируется каталог вопросов, указывается количество предъявляемых слушателю вопросов, время на сдачу экзамена (в минутах), а также критерии оценки (в процентах).

Для самопроверки и контроля усвоения знаний в подсистеме обучения ДО существует специальный объект – вспомогательный вопрос, который создается в уроках курса. Вспомогательные вопросы позволяют обеспечить более эффективную и целенаправленную проработку слушателем учебного материала. Вспомогательный вопрос является частным видом объекта – вопрос Слушатель, ответив на все предложенные системой вопросы, получает результат («верно» или «неверно»), а также правильные варианты ответов. Вспомогательные вопросы не являются обязательными элементами для изучения, статистика по ответам на вопросы самопроверки не ведется. Отвечая на вопросы, слушатель оценивает сам себя и при неправильных ответах перечитывает необходимый учебный материал еще раз.

В заключении хочется отметить, что создание хорошего образовательного ресурса дело совсем не простое. Это не просто запись в текстовом виде урока проведенного учителем в школе, а работа глубоко творческая. Эта деятельность требует от авторов курса – учителей школ – огромных сил, знаний и учета возрастных особенностей школьников, возможностей использования различных методик обучения в дистанционном обучении, всех возможностей системы для которой ведется разработка материалов, а также новых технологий обработки информации.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >