Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Подготовка педагогических кадров

Информатическая подготовка педагогических кадров

Автор: Н. М. Стадник

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ) современного учителя, в настоящее время, становится одной из важнейших профессиональных компетенций.

Информатическое образование, как новое для массовой педагогической практики словосочетание, введено в научный оборот известными в педагогической среде учеными М.П. Лапчиком и Е.К. Хеннером.

Очевидно, что внедрение в учебный процесс мультимедийной компьютерной техники, современного периферийного оборудования , цифровых образовательных ресурсов, требует пересмотра существующих подходов не только во временных рамках традиционного повышения квалификации педагогов (один раз в пять лет), но и содержания этой подготовки. Нам представляется, что ответ на содержательную часть программ курсовой подготовки, следует искать в новом феномене педагогического знания, зарождающегося в настоящее время на стыке педагогики и информатики – педагогической информатике.

Если провести параллель между давно существующими подходами к гуманитарному образованию, математическому образованию и зарождающемуся информатическому то, на первый взгляд, в структуре нового знания наличествуют все ранее существующие элементы, о которых, в своё время, достаточно подробно писал В.С. Леднев, рассматривая проблемы содержания образования.

Тем не менее, содержание информатического образования имеет специфику, обусловленную быстрым развитием информатики, информационных процессов и технологий с одной стороны, а с другой, влиянием информатики на социум в целом, на процессы и механизмы информационного обмена в социуме. В результате этих процессов происходит изменение в требованиях к личностным качествам человека, изменяются требования и условия его социализации и т.п.

Становление информатического образования в настоящее время не может идти в отрыве от процессов интериоризации и эстериоризации знания, теоретическое обоснование которым дано в работах Л.С. Выготского.

Объявление:

Сказанное выше, требует пересмотра сложившихся подходов к процессу и содержанию профессиональной подготовки педагогов. Остановимся на одном из направления подготовки – повышении профессиональной квалификации.

Сложившийся в течение десяти лет опыт массовой IT – подготовки работников образования Пермского края убеждает нас в том, что уровень подготовки (этап) в становлении профессиональной компетенции педагогов в сфере ИКТ должен:

•    рассматриваться с позиций андрогогики;
•    в предлагаемом, для овладении слушателями содержании иметь вариативную и инвариантную часть, отвечающую стандартизованным требованиям;

Вариативная часть содержания предлагаемой курсовой подготовки должна соответствовать:

•    актуальной образовательной потребности слушателя;
•    соответствовать уровню и сложности решаемых слушателем профессиональных задач;
•    отражать современные достижения в использовании ИКТ;
•    закладывать потенциал для дальнейшего обучения;
•    являться средством изменения социального статуса педагога;
•    способствовать профессиональному росту.

Решить в полном объеме обозначенные выше задачи возможно в процессе целенаправленного поэтапного обучения. Каждый этап обучения на выходе должен давать соответствующий уровень подготовленности.

Мы выделяем пять уровней формирования компетенции в сфере ИКТ

•    начальный;
•    базовый;
•    функциональный;
•    конструктивный;
•    продуктивный.

При этом содержание курсовой подготовки должно иметь личностно-ориентированный характер и с переходом от одного этапа обучения к другому приоритетными задачами андрогогов должны быть, как минимум, три:

•    формирование у слушателей положительного отношения к ИКТ;
•    формирование у слушателей потребности использовать ИКТ в профессиональной деятельности;
•    развитие общих и специальных способностей в применении ИКТ.

С позиций андрогогики у слушателей должны формироваться не только знания, умения и навыки (ЗУН), но и качества личности (ЗУНК).

Деятельность андрогога, с точки зрения формирования личностных качеств слушателей, должна быть направлена на формирование у слушателей, отношений, потребностей, развитие способностей. При этом развитие конкретного качества личности слушателя связывается с этапами курсовой подготовки.

Последнее заключение представим в виде поэтапного решения задач андрогогом.

При этом начальный уровень ИКТ-компетентности предполагает:

•    общие представления об использовании инструментальных средств персонального компьютера;
•    получение элементарных навыков управления в отношении человек-компьютер:
преодоление психологической «боязни» в работе с персональным компьютером.


Базовый уровень основывается на начальном и предполагает:

•    знание слушателями способов нахождения, обработки, предоставления информации, необходимой для организации педагогического процесса:
•    умение адаптировать необходимую информацию и представлять ее в форме, доступной для решения актуальных образовательных задач;
•    навыки декомпозиции информационного ресурса для оперативного включения нужных информационных объектов для решения конкретной педагогической задачи.

Функциональный уровень основывается на двух предыдущих и предполагает:

•    знание особенностей программных средств для организации деятельности на различных этапах урока включая: проектирование, планирование, мониторинг, контроль и т.п.;
•    умения отбирать оптимальные функции программных средств для решения конкретных задач;
•    навыки конструирования, проектирования педагогического процесса с использованием ИКТ;

Конструктивный уровень предполагает:

•    знание о механизмах моделирования образовательной ситуации и прогнозировании развития собственной педагогической системы;
•    умения находить информационные ресурсы для творческого развития руководимого им коллектива класса;
•    навыки управления творческим развитием участников образовательного процесса с применением ИКТ.

Продуктивный уровень в настоящее время мы рассматриваем как высший уровень профессиональной компетентности в сфере ИКТ, который предполагает:

•    знания о технологических, психолого-педагогических требованиях к созданию информационных ресурсов, защите авторских прав и оценки объектов интеллектуальной собственности;
•    умения самостоятельно разрабатывать и создавать цифровые образовательные (ЦОР) на основе существующих инструментальных сред;
•    навыки адаптации, отладки ЦОР для их актуализации в решении педагогических задач;
•    менеджерские качества для их продвижения на рынке образовательных ресурсов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >