Подготовка педагогических кадров |
Информатическая подготовка педагогических кадровАвтор: Н. М. СтадникИнформационно-коммуникационная компетентность (ИКТ) современного учителя, в настоящее время, становится одной из важнейших профессиональных компетенций. Информатическое образование, как новое для массовой педагогической практики словосочетание, введено в научный оборот известными в педагогической среде учеными М.П. Лапчиком и Е.К. Хеннером. Очевидно, что внедрение в учебный процесс мультимедийной компьютерной техники, современного периферийного оборудования , цифровых образовательных ресурсов, требует пересмотра существующих подходов не только во временных рамках традиционного повышения квалификации педагогов (один раз в пять лет), но и содержания этой подготовки. Нам представляется, что ответ на содержательную часть программ курсовой подготовки, следует искать в новом феномене педагогического знания, зарождающегося в настоящее время на стыке педагогики и информатики – педагогической информатике. Если провести параллель между давно существующими подходами к гуманитарному образованию, математическому образованию и зарождающемуся информатическому то, на первый взгляд, в структуре нового знания наличествуют все ранее существующие элементы, о которых, в своё время, достаточно подробно писал В.С. Леднев, рассматривая проблемы содержания образования. Тем не менее, содержание информатического образования имеет специфику, обусловленную быстрым развитием информатики, информационных процессов и технологий с одной стороны, а с другой, влиянием информатики на социум в целом, на процессы и механизмы информационного обмена в социуме. В результате этих процессов происходит изменение в требованиях к личностным качествам человека, изменяются требования и условия его социализации и т.п. Становление информатического образования в настоящее время не может идти в отрыве от процессов интериоризации и эстериоризации знания, теоретическое обоснование которым дано в работах Л.С. Выготского. Объявление: Сказанное выше, требует пересмотра сложившихся подходов к процессу и содержанию профессиональной подготовки педагогов. Остановимся на одном из направления подготовки – повышении профессиональной квалификации. Сложившийся в течение десяти лет опыт массовой IT – подготовки работников образования Пермского края убеждает нас в том, что уровень подготовки (этап) в становлении профессиональной компетенции педагогов в сфере ИКТ должен: • рассматриваться с позиций андрогогики; Вариативная часть содержания предлагаемой курсовой подготовки должна соответствовать: • актуальной образовательной потребности слушателя; Решить в полном объеме обозначенные выше задачи возможно в процессе целенаправленного поэтапного обучения. Каждый этап обучения на выходе должен давать соответствующий уровень подготовленности. Мы выделяем пять уровней формирования компетенции в сфере ИКТ • начальный; При этом содержание курсовой подготовки должно иметь личностно-ориентированный характер и с переходом от одного этапа обучения к другому приоритетными задачами андрогогов должны быть, как минимум, три: • формирование у слушателей положительного отношения к ИКТ; С позиций андрогогики у слушателей должны формироваться не только знания, умения и навыки (ЗУН), но и качества личности (ЗУНК). Деятельность андрогога, с точки зрения формирования личностных качеств слушателей, должна быть направлена на формирование у слушателей, отношений, потребностей, развитие способностей. При этом развитие конкретного качества личности слушателя связывается с этапами курсовой подготовки. Последнее заключение представим в виде поэтапного решения задач андрогогом. При этом начальный уровень ИКТ-компетентности предполагает: • общие представления об использовании инструментальных средств персонального компьютера; • знание слушателями способов нахождения, обработки, предоставления информации, необходимой для организации педагогического процесса: Функциональный уровень основывается на двух предыдущих и предполагает: • знание особенностей программных средств для организации деятельности на различных этапах урока включая: проектирование, планирование, мониторинг, контроль и т.п.; Конструктивный уровень предполагает: • знание о механизмах моделирования образовательной ситуации и прогнозировании развития собственной педагогической системы; Продуктивный уровень в настоящее время мы рассматриваем как высший уровень профессиональной компетентности в сфере ИКТ, который предполагает: • знания о технологических, психолого-педагогических требованиях к созданию информационных ресурсов, защите авторских прав и оценки объектов интеллектуальной собственности; |
< Предыдущая | Следующая > |
---|