Контроль за самостоятельной подготовкой студентов |
Возможность осуществления промежуточного контроля за самостоятельной подготовкой студентов факультета ФКС при изучении гуманитарных предметов на примере курса «этнология»Автор: С.В. ДробовцеваФакультет физической культуры и спорта характеризуется тем, что многие студенты продолжают активно и интенсивно заниматься спортом, посещают тренировки, работают на тренерской работе, уезжают на сборы. Это, в свою очередь, с одной стороны, накладывает дополнительную нагрузку на студентов, а, с другой стороны, влияет на качество усвоения студентами теоретической учебной нагрузки в случае их отсутствия на лекционных занятиях и последующих попытках «наверстать упущенное» перед итоговым зачетом. В связи с этим, возникает необходимость осуществления промежуточного контроля за самостоятельной подготовкой студентов факультета при изучении курса «Этнология». Далее предлагаются методические рекомендации по осуществлению промежуточного контроля за самостоятельной подготовкой студентов факультета ФКС в ходе изучения ими курса «Этнология», которые разработаны с учетом специфики вышеназванного факультета. Осуществление промежуточного контроля может быть произведено в несколько этапов: I. Контроль за успешностью усвоения студентами базовых понятий этнологии и умением четко формулировать содержание того или иного термина в рамках изучаемого курса. Промежуточный контроль осуществляется в форме самостоятельной письменной работы, где студенты демонстрируют понимание вариативности содержательного наполнения понятий и взаимосвязь между терминами. Работа проводится после изучения раздела «Предмет курса этнология. Основные понятия». В данном случае контроль осуществляется следующим образом: Объявление: а) При изучении процессов этногенеза и этнической истории, студентам дается задание проанализировать, каким образом эти исторические процессы находят свое отражение в представлении различных этносов о своем происхождении. Студентам предлагается собирать материалы мифов о так называемых «Изначальных временах». Мифы такого содержания имеют место почти во всех этнических группах и при всем разнообразии обладают значительным количеством сходных моментов. Озвучивание данных материалов в контексте лекций дает возможность иллюстрировать те универсальные схемы, которые проявляются во многих «священных» («сакральных») мифах и положены в основу той или иной этнической культуры, либо занимают в ней значительное место. (При этом осуществляется переход от темы «Этногенез» к теме «Этническая культура».) б) Для контроля за усвоением раздела «Этническая культура», студентами осуществляется сбор информации по двум направлениям. Во-первых, в рамках изучения материальной культуры студенты получают задание собрать материал о «предметах материальной культуры, имеющих ярко выраженную этническую окраску». Во-вторых, в рамках изучения духовной культуры, студенты получают задание собрать материал об обычаях, обрядах (ритуалах), существующих в том или ином этносе. При этом возможны не только теоретические изыскания, но особо поощряются самостоятельные «локальные полевые исследования», когда студенты изучают и предоставляют материалы о тех обычаях и обрядах, которые сохранились в той местности, где они проживают. Промежуточный контроль по пункту II осуществляется в виде трех «творческих работ» примерным объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста каждая. Данные работы зачитываются / рассказываются / сдаются преподавателю. Преподаватель осуществляет проверку и дает необходимые комментарии. Таким образом, речь идет о 4 этапах промежуточного контроля: 1) Самостоятельная работа по основным терминам этнологии. Каждая из форм промежуточного контроля проводится 1 раз в месяц, в том порядке, который обусловлен логикой читаемого лекционного курса. Тема проверочной работы дается в начале месяца, а контроль осуществляется в конце месяца. Собранные материалы (творческие работы № 1-3) сдаются по мере выполнения до конца месяца. Таким образом, студенты сами распределяют свое время и силы, придерживаясь определенного графика. Это дает возможность постепенно подготовить студентов к итоговой форме контроля - зачету в конце семестра. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|