История физической культуры и спорта |
Проблемы и перспективы преподавания дисциплины «история физической культуры и спорта» в вузеАвтор: И.А. ХвостоваНа современном этапе вузовской подготовки высококвалифицированных специалистов в области спорта немаловажное значение имеет приобщение студентов к ценностям физической, духовной и нравственной культуры, расширение их кругозора, в целом, и знаний в сфере отечественного и зарубежного спортивного опыта (причем как положительного, так и отрицательного), в частности. Все эти задачи могут быть успешно решены в ходе учебного процесса в рамках преподавания одной из наиболее интересных и объемных по своему содержанию дисциплин – «Истории физической культуры и спорта» (ИФКС). Именно здесь слушатели знакомятся со спецификой становления и приоритетными тенденциями развития спорта (с древнейших времен), формируют собственную оценку современного состояния общества и места физической культуры в нем. ИФКС составляет важный раздел спортивной науки и относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин, ставящих своей целью воспитывать чувства патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе, а также прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения. Все эти качества, безусловно, необходимы любому профессионалу. На факультете ФКС Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского история физической культуры преподается на I курсе очной формы обучения. Учебная работа проводится в форме лекций, семинарских занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельной работы, в ходе которой студенты готовят доклады, рефераты и краткие научные сообщения. Однако, в процессе изучения рассматриваемой дисциплины (кстати, вобравшей в себя знания, накопленные различные науками – археологией, этнографией, педагогикой, психологией и др.) при всем интересе к ней обучающихся, нередко возникают весьма серьезные проблемы. Их можно, условно разделить на две группы. Объявление: Первая связана с большим объемом материала и сложностью терминологии (по большей части средневековой: например, названия древних игр, спортивных сооружений и т.д.) справиться с которой зачастую удается не всем. Здесь уже основной задачей преподавателя становится максимально доступно объяснить наиболее трудные вещи. Вторая заключается в далеко не достаточном учебно-методическом обеспечении курса. Учебной литературы крайне мало, специальных методических пособий (за исключением тематики по олимпийскому движению) практически нет. Поэтому основная нагрузка при подаче материала ложится на лекционный курс, разрабатываемый преподавателем. В целом, курс ИФКС, безусловно, значимый, очень многоплановый и весьма интересный по своему содержанию, обязательно получит свое дальнейшее развитие. Вероятным выходом из сложившейся ситуации может стать приобретение самими студентами дополнительной литературы по соответствующей тематике, и последующее составление преподавателем, читающим данный курс, комплексного учебно-методического пособия, в котором были бы представлены основные аспекты российской и зарубежной истории физической культуры и спорта. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|