Физическая культура как резерв укрепления здоровья |
Физическая культура как резерв укрепления здоровья школьников в современных условияхАвторы: А.В. Леонов, Н.Г. Чекалова, А.М. Абанин, М.В. КувшиновВ современной России низкая активность подрастающего поколения в плане физической культуры является одним из факторов ухудшения здоровья детей и требует разработки мер по выходу из сложившейся ситуации. В 2001 – 2002 гг. в ходе комплексного клинико-социального исследования, проведенного Нижегородской государственной медицинской академией, было изучено состояние здоровья 5014 школьников 7 – 17 лет г. Н. Новгорода. Анализ полученных материалов позволяет говорить об ухудшении показателей физического развития детей. Доля школьников с нормальным развитием снизилась до 49,6% (в 1992 г. – 54,3%). Существенно изменилась группа детей с отклонениями в физическом развитии, преимущественно за счет выраженного увеличения числа учащихся с очень высокой массой тела. В то же время остается высоким представительство детей с пониженной и низкой массой тела. За последние два десятилетия отмечено резкое снижение показателей мышечной силы и повышение частоты сердечных сокращений во всех возрастно-половых группах школьников. В ходе исследования особенностей условий и образа жизни учащихся отмечено, что всего 13,6% детей делают утреннюю гимнастику; вне образовательного учреждения занимаются физкультурой и спортом только 21,4% детей. В структуре отдыха ребенка в свободное время преобладают статические виды (просмотр телепередач, компьютерные игры и т.п.). При этом менее 2-х часов в день находятся на открытом воздухе 53,1% школьников, а регулярные закаливающие процедуры проводятся лишь в 12,9% семей. Безразличное отношение к своему здоровью имеет 15,1% школьников. В тоже время оценивают состояние общефизической подготовки ребенка как «удовлетворительное» – 48,5% родителей, как «хорошее» – 37,7% и только 7,6% – как «слабое». Считают, что осуществляют контроль за организацией режима дня ребенка 87,4% родителей. Полученные данные являются отражением медико-педагогической активности, под которой понимают все действия родителей, непосредственно направленные на здоровье и воспитание ребенка. Одной из причин слабой мотивации детей по вопросам физической культуры и низкой медико-педагогической активности их родителей является слабость методологии физического воспитания. Призывы к ведению активного образа жизни, устрашение возможными болезнями, внешнее принуждение и наказание за неисполнение гигиенических требований со стороны родителей, педагогов, медработников показывают свою малую эффективность. Таким образом, в области оздоровительной физической культуры сейчас на первое место выходит именно методология изменения психологии ребенка. В этой связи необходимы совместные исследования врачей, психологов, педагогов и других специалистов. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|