Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Использование нетрадиционных физических упражнений





Использование нетрадиционных физических упражнений

Использование нетрадиционных физических упражнений для укрепления здоровья учащейся молодежи

Авторы: А.К. Близнецов, В.А. Майоров, Б.Е. Ратанов, О.Н. Полетаева, Г.Г. Малых

Состояние здоровья подрастающего поколения вызвало и вызывает оправданный интерес у специалистов и общественности. По данным министерства здравоохранения РФ на данный момент у 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактический осмотр были зарегистрированы различные заболевания у 94,5% учащихся, 70% девушек имеют хронические заболевания.

Следует отметить, что особую озабоченность вызывает здоровье школьников всех возрастов, так по статическим данным РФ лишь только 10% выпускников школ считаются здоровыми. Одна треть юношей по медицинским показателям непригодна для службы в вооруженных силах. 9,5% всех студентов Нижнего Новгорода относятся к специальным медицинским группам. По данным нижегородской студенческой клиники в настоящее время 38,5% студентов имеют серьезные отклонения в области сердечно-сосудистой системы, 16,2% - органов зрения, 5,8% - желудочно-кишечного тракта, 8,2% студентов специальных медицинских групп имеют нарушение нервной системы (органические и функциональные), 8% - тирестаксикоза, нарушение жирового обмена, 8,5% - расстройства дыхательного аппарата, 16,8% имеют прочие нарушения  в состоянии здоровья и физического развития (изменения костей и суставов, гинекологические расстройства, заболевание лор органов и т.п.).

Острота ситуации возникла не случайно. Повинны в ней отрицательные, постоянно действующие факторы, сопровождающие развитее современного общества: изменение условий окружающей среды, эмоциональные перегрузки, гиподинамия, нарушение температурных режимов, режима труда и отдыха, неправильное питание и т.п. Всё выше перечисленное побудило нас провести педагогический эксперимент на базе школы № 23  г. Н. Новгорода, где имеется реабилитационный центр с высококвалифицированным персоналом.
Эксперимент был начат по двум направлениям:

1.    Для учащихся школы вводились комплексы форсированной дыхательной гимнастики во время физкультпауз для всех учеников I-x – XI-x классов;
2.    Для студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, наряду с общепринятыми средствами физического воспитания, в основной части учебных занятий вводились нетрадиционных физических упражнений, форсированная дыхательная гимнастика и упражнение на общую выносливость (восхождение) или степ-тест (35-40 высота гимнастической скамейки), а также бег и ходьба с преодолением естественных и искусственных препятствий, бег с небольшими ускорениями.

Для решения первой задачи (для учащихся школ) был привлечен спортивный актив школы и классов, учительский коллектив, с которым неоднократно проводился методические семинары по изучению комплексов форсированной дыхательной гимнастики. Изучались практические и методические приемы использования данной гимнастики в условиях класса за партой, спортивного зала, дома, в лесу и стадионе. Подготовлены методические рекомендации «Форсированная дыхательная гимнастика», которые были взяты за основу данной части педагогического эксперимента. Результаты этой работы на наш взгляд является перспективными, и требуют дальнейшего совершенствования и анализа.

Объявление:

При решении второй задачи (для студентов, отнесенных к специальным медицинским группам) были проведены исследования в течение трех лет, где участвовали студенты 1-3 курсов НГТУ разной профессиональной направленности.

Предварительная обработка, полученных экспериментальных данных проводилась на 50 студентах, имеющих отклонения со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
В каждое учебное занятие, в начале и в конце, включались2-3 комплекса простейших упражнений обще развивающего характера с использованием форсированного дыхания, (вдох производится со значительным усилением, выполняя при этом движение в такт вдоха, выдох пассивный). Каждый комплекс состоял из 7-8 упражнений, которые должны исполняться беспрерывно одно упражнение за другим 7-10 раз. После 30-40 секунд активного дыхания, занимающиеся приступали к следующему комплексу и так в течение 3-5 минут.

В основной части учебного занятия нами использовался степ-тест (восхождение), который выполняется как в условиях спортивного зала, так и на открытом воздухе. Студенты размещались вдоль гимнастических скамеек по 3-4 человека и по команде преподавателя начинали восхождение. К примеру, от 1 до 3, от 3 до 6, от 6 до 12 и более минут, с частотой движения от 50 до 65% от максимальной частоты восхождения. В содержание учебного материала включается бег и ходьба с преодолением естественных и искусственных препятствий, бег с небольшими ускорениями.

В ходе этого эксперимента велись постоянные наблюдения за работой сердечной деятельности, где постоянно контролировался пульс до и после работы в период восстановления. В период восстановления включались упражнения дыхательной гимнастики, после которой пульс снижался на 30-40 ударов в минуту по сравнению с пульсом после продленной работы. Одновременно проводились наблюдения за переносимостью нагрузок во время работы на выносливость и при выполнении упражнений на дыхание. Систематически велись наблюдения за жизненной ёмкостью легких с помощью спирометра в миллиметрах.

Анализ педагогического эксперимента показал: использование дыхательной  (форсированной) гимнастики, степ-тест на выносливость, упражнений в беге и ходьбе с преодолением искусственных и естественных препятствий и бег с небольшими ускорениями, на занятиях по физическому воспитанию, положительно влияет на оздоровление студентов, отнесенных к специальной медицинской группе.

Величена жизненной емкости легких год от года росла в своих показателях; так на первом году обучения после выполнения комплекса дыхательных упражнений она составила 3600 мл, на втором году – 3952 мл и на третьем – 4051 мл. Этот показатель увеличения жизненной емкости легких, на наш взгляд, довольно значителен. Частота дыхания в минуту оставалась низменной и колебалась в пределах 1-2 дыхательных движений.

Данное обстоятельство, на наш взгляд, говорит о том, что у студентов специального медицинского отделения, занимающихся дыхательной  (форсированной)  гимнастикой, повышается уровень функциональных возможностей за счет систематических занятий физическими упражнениями данного характера.
Работа на выносливость (восхождение) выполняется  студентами с большим интересом, нагрузки переносились положительно, постепенно повышались адаптационные реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (соответственно от 150 до 120 ударов в минуту и ЧД от 45 до 43 дыхательных движений в минуту) увеличивался объем и интенсивность физических нагрузок (соответственно от 3 до 12 минут восхождения и от 50 до 65% от максимальной частоты восхождения), повышалась потребность к работе на выносливость, выявлялось чувство «мышечной радости».

В конце педагогического эксперимента  98,9% студентов из общего числа участвующих в исследовании свободно справились с нормативными требованиями на выносливость и успешно заканчивали дистанции 1000 м (женщины)  и 3000 м (мужчины).

Выводы:

1. Выполнение комплексов форсированной дыхательной гимнастики во время физкультпауз положительно влияет на снижение утомляемости учащихся всех возрастов  во время  школьных занятий, переключение с одного вида деятельности на другое увеличивает общий уровень  их работоспособности в течение рабочего дня.

2. Простота в использовании форсированной гимнастик, доступность её, для каждого занимающегося пробуждает интерес к каждодневному применению, ведению очевидных результатов  после нескольких занятий.

3. Многолетнее применение дыхательной (форсированной) гимнастики (в течение 5-7 минут в день) позволит считать её как значительным средством профилактики распространенных заболеваний, таких как гайморит, всякого рода воспалительных заболеваний системы внешнего дыхания, лечение бронхитов, астмы, альвеолярных структур, восстанавливать диффузионные функции при газообмене в легких, а также лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Она является эффективным средством восстановления после напряженной мышечной работы.

4. При самостоятельных занятиях физическим воспитанием можно использовать комплексы форсированной дыхательной гимнастики в условиях учебного класса около парты, спортивного зала и стадиона, спортивных площадок, домашних условиях, в лесу, на тренировках, в любое время дня, при этом возможно творческий подход к избранным упражнениям, а также необходимо помнить, что мощный вдох через нос в момент выполнения упражнений является основной данной гимнастики.

5. Использование форсированной дыхательной гимнастики, а также упражнений на общую выносливость позволило студентам, отнесенной к специальной медицинской группе повысить уровень физических и функциональных возможностей, совершать работу в умеренной мощности до 40-45 минут и более.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >