
Преподавание анатомии человека |
Особенности методики преподавания анатомии человека на факультете ФКСАвтор: Е.В. КрыловаВ основании большинства наук, предметом изучения которых является человек, лежит анатомия – наука о строении человеческого организма и его частей. В рамках изучения анатомии как предмета учебной программы у студентов формируется большое количество понятий, необходимых для понимания таких дисциплин как физиология, биохимия, морфология. В данном курсе раскрываются принципы строения органов и их систем в организме человека, в единстве с выполняемыми ими функциями, основы патологических процессов и способы их предупреждения, дается представление об источниках научных знаний, подчеркивается постоянная взаимосвязь теоретических знаний о человеке с прикладным их использованием в профессиональной деятельности. Все это составляет образовательную цель курса анатомии. Дисциплины цикла наук о человеке занимают важное место в системе высшего образования не только для студентов медицинских и биологических специальностей. Особую важность приобретает знание анатомии студентами факультета ФКС. Комплекс медико-биологических знаний необходим для правильной организации тренировочного процесса, обеспечения эффективности и безопасности занятий физической культурой и спортом. Учитывая значимость данного курса в системе образования, необходимо решать немало проблем, связанных с ее преподаванием. Используя 2-летний опыт преподавания анатомии на факультете ФКС ННГУ им. Н.И. Лобачевского, следует отметить низкий уровень базовых естественнонаучных знаний у большинства студентов факультета, недостаточное умение анализировать, сопоставлять и объяснять явления. Причины этих явлений заключаются, возможно, в недостаточной подготовке к поступлению в Университет, связанной с нехваткой времени из-за напряженного тренировочно-соревновательного режима. Другой проблемой, встающей перед преподавателем, является сложность восприятия студентами больших объемов теоретического материала. Абитуриенты-спортсмены чаще всего имеют хорошо развитый опыт обучения движениям, освоения двигательных навыков. Поэтому запоминание описательного материала для студентов должно сопровождаться двигательными ощущениями. В частности, при изучении материала опорно-двигательного аппарата на практических занятиях целесообразно демонстрировать особенности движения в суставах, сравнивать двигательные возможности нетренированных и физически развитых людей, рассматривать возможности возникновения травм и способы защиты от них, использовать личный опыт студентов. Во время проведения лекций преподавателю нужно учитывать низкий уровень познавательных навыков большинства студентов-спортсменов и использовать не только вербальный способ подачи информации, но и создавать метод поиска решения определенной проблемы. При этом студенты должны быть заинтересованы в задаче, в практическом использовании ее. В этом случае хорошо себя зарекомендовали приводимые в качестве примера клинические ситуации из жизни исторических личностей, особенности травм при занятиях различными видами спорта, элементы патологической анатомии. Как показала практика, информацию теоретического курса студенты лучше воспринимали, используя одновременно несколько сенсорных систем: тактильную – при записи новых терминов и понятий, повторении движений для иллюстрации отдельных положений, произношении новых для них слов из латинского языка; зрительную - имея перед собой иллюстративный материал в виде таблиц, схем и планов; слуховую – воспринимая информацию на слух и сопоставляя ее с имеющейся в памяти. Поэтому преподаватель должен обязательно учитывать эти особенности и подготавливать лекционный материал четко планированным, с расставленными смысловыми акцентами и, по возможности, структурированным в виде таблиц, блок-схем, рисунков и т.п. Для успешного обучения важно создать побуждающие мотивы познания. Психологические особенности данного контингента студентов таковы, что стимулом к учебе для них могут являться положительные примеры, успехи однокурсников, элементы соревнования при работе в группах. При решении этих задач важным представляется обеспечение практической работы студентов в малых группах, где количество человек не превышает 12, и можно создать рабочие «пары», «тройки». В небольших группах у преподавателя больше возможностей для индивидуального подхода к каждому студенту, подобного разъяснения материала, так как темп работы и уровень знаний студентов могут значительно различаться. В малых группах студенты больше работают с наглядным материалом – анатомическими атласами и таблицами, муляжами и натуральными препаратами. Одновременно студенты, обучаясь сообща, ощущают более привычную для них командную атмосферу и помогают друг другу. Изучение анатомии на факультете ФКС, как видно из сказанного выше, имеет важное значение, так как подготавливает студентов к самостоятельному получению знаний путем работы со специальной и учебной литературой; умению изучать наглядные пособия; выделять главное в теоретическом материале и использовать его в практических задачах будущей профессиональной деятельности; служит пропагандой здорового образа жизни. Следует учитывать особенности изучения анатомии именно для студентов-спортсменов, по сравнению со студентами других специальностей, для решения проблем возникающих перед преподавателем и, в конечном итоге, успешного обучения будущих специалистов физкультурного профиля. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|