Готовность к профессиональной деятельности |
Формирование готовности к профессиональной деятельности у студентов транспортных ВУЗов в процессе прикладной физической подготовкиАвторы: И.А. Васельцова, Т.М. Мальковская, О.Н. МихайловаДинамические процессы, происходящие в обществе, изменили требования к профессиональной подготовке специалистов. Кроме факторов профессионально-предметной и социальной адаптации необходимо учитывать факторы «цивилизованного стресса», связанные со снижением двигательной активности – гиподинамией, ухудшением уровня здоровья, способности функциональных систем организма противостоять негативным воздействиям внешней и профессиональной среды. Именно поэтому в систему мер по повышению безопасности производства, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, рациональному использованию трудовых резервов включена профессионально-прикладная физическая подготовка, реализуемая в образовательной системе вуза в процессе физического воспитания студентов. Важность данной меры подтверждается большим числом нарушений безопасности движения, браков, связанных с человеческим фактором. Однако нестабильность социально-экономической ситуации в обществе, отсутствие долгосрочных прогнозов развития транспортной сферы, несогласованность отраслевых и региональных потребностей в подготовке кадров не позволяют с достаточной научной строгостью разработать прогностическую модель специалиста, в связи с этим актуализировалась проблема формирования психофизического потенциала профессионального развития у студентов транспортных вузов. Изучение содержания производственной деятельности специалиста железнодорожного профиля в современных условиях позволил сделать вывод о необходимой готовности к разнообразным видам деятельности: управленческой, организационной, информационно-аналитической, проектной, производственно эксплуатационной, опытно экспериментальной, диагностической, коммуникативной, воспитательно-педагогической, валеологической. Названные виды деятельности весьма разнородны, существенно различаются по функциям и требованиям, предъявляемым к развитию физических, психологических, морально-волевых свойств и качеств специалиста. Что подтвердило необходимость формирования не только жестко заданных профессионально важных качеств, но и таких качеств личности, которые будут инвариантны для любой профессиональной деятельности студента возможной в будущем, и позволило сформулировать понятие «психофизический потенциал профессионального развития студента» (ПФППРС), под которым понимается интегративная характеристика личности, включающая мотивационно-ценностный, рефлексивный, креативный, операционально-технологический и деятельностный компоненты, в содержании которых находят выражение психологическая, физическая, физиологическая и профессиональная готовность. Анализ психолого-педагогических теорий учения, с точки зрения эффективности профессионального образования, позволил разработать два направления формирования ПФППРС: актуальное (деятельностное на основе профессиографических требований, предъявляемых для данной специальности) и потенциальное (функциональное, на основе освоения функций, единых для базовых родов деятельности и физической культуры личности, составляющих каркас любой профессиональной деятельности возможной в будущем) через реализацию схемы: учебная деятельность (общефизическая подготовка, общая специальная подготовка) – квазипрофессиональная деятельность (профессионально-прикладная физическая подготовка к конкретной профессиональной деятельности) – профессиональная деятельность (освоение потенциальной профессиональной деятельности за счет сформированых знаний и способов деятельности к реализации основных функций компонентов базовых родов деятельности, через игровые и соревновательные формы и в процессе производственных практик, включаясь в реальные процессы и производственные отношения). Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|